Открыть файл в исходном варианте
Текстовое содержание файла
Страница 1
1Страница 2
2Содержание
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………… 3
1.1. Пояснительная записка.................................................. ...........................4
1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы
воспитателя…………………………………………………………………… 5
1.1.2. Принципы и подходы к формировани ю рабочей программы
воспитателя ……............................................................................................... 5-7
1.1.3. Значимые для разработки и реализации рабочей програм мы
воспитателя характе ристики… …………………………………………… 8 -11
1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы воспитателя
………………………………………………………………………………11 -12
II . СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………
2.1. Образовательная деятельность в соотве тствии с направлениями
развития ребенка (в пяти образовательных
областях)……………………… 13 - 46
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации рабочей
программы воспитателя с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников…………………………………………… 46 - 57
2.3. Особеннос ти образовательной деятельности разных видов и
культурных практик……………………………………………………… 57 - 61
2.4. Способы и направления под держки детской инициативы…………61 -62
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитан ников……………………………………………………………62 - 64
2.6. Иные характеристики соде ржания рабочей программы …………65 - 68
III . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………….
3.1. Материально -техническое обеспечение рабочей программы
воспита теля………………………………………………………………69 - 72
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
Страница 3
3воспит ания…………………………………………………………………72 - 76
3.3. Режим дня……………………………………… ……………………76 - 79
3.4. Особенности традиционных событ ий, праздников, мероприятий…79 -
81
3.5. Особенности организации развивающей предметно -пространственной
ср еды………………………………………………………………………81 - 87
Приложение ……………………………………………………………………..
Страница 4
4I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записк а
1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы воспитателя
Цель : создание благоприятных условий для полноценного проживания
ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,
всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями, подг отовка к жизни в
современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности
дошкольника; создание условий для интегрированного включения детей в
образовательную среду, социум.
Цель Программы достигается через решение следующих задач :
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, а
также формирование ценности здорового образа жизни;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого
ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола,
нации , языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей
(в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических,
творческих способностей детей, их стремление к саморазвитию;
- поддержка и развитие детской инициативности и самостоятельности в
познавательной, коммуникативной и творческой деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая
развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого
ребенка;
Страница 5
5- своевременное выявление детей с нарушением зрения и речи и определение
их особых образовательных потребностей, обусловленных недостатками в
физическом и (или) психическом развитии;
- обеспечение психолого -педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах ох раны и
укрепления здоровья, развития и образования детей, в том числе детей с
нарушением зрения и речи;
- осуществление лечебно -коррекционной работы , направленной на
компенсацию отклонений физического и психического развития, предупреждение
вторичных и пос ледующих отклонений развития;
- обеспечение поддержки разнообразия дошкольного детства в сетевом
взаимодействии образовательных организаций разного типа.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
воспитателя
Рабочая программа подготовительной группы сформирована в соответствии с
принципами и подходами основной образовательной программы дошкольного
образования Детского сада № 178 ОАО «РЖД»:
- Поддержка разнообразия детства . Программа рассматривает разнообразие
dZd p_gghklv h[jZah\Zl_evguc j_kmjk b ij_^iheZ]Z_l bkihevah\Zgb_ jZaghh[jZaby
^ey h[h]Zs_gby h[jZah\Zl_evgh]h ijhp_kkZ Hj]ZgbaZpby \ukljZb\Z_l
h[jZah\Zl_evgmx ^_yl_evghklv k mq_lhf j_]bhgZevghc ki_pbnbdb
khpbhdmevlmjghc kblmZpbb jZa\blby dZ`^h]h j_[_gdZ _]h \hajZklguo b
bg^b\b^mZevguo hkh[_gghkl_c p_gghkl_c fg_gbc b kihkh[h\ bo \ujZ`_gby
- Сохранение уникальности и самоценности детства. Этот принцип
ih^jZamf_\Z_l iheghp_ggh_ ijh`b\Zgb_ j_[_gdhf \k_o wlZih\ ^_lkl\Z
feZ^_gq_kdh]h jZgg_]h b ^hrdhevgh] h ^_lkl\Z h[h]Zs_gb_ ZfiebnbdZpbx
^_lkdh]h jZa\blby
- Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком
dmevlmjguo ghjf kj_^kl\ b kihkh[h\ ^_yl_evghklb dmevlmjguo h[jZaph\
Страница 6
6поведения и общения с другими людьми, приобщение к традиция м семьи,
h[s_kl\Z ]hkm^Zjkl\Z ijhbkoh^yl \ ijhp_kk_ khljm^gbq_kl\Z kh \ajhkeufb b
^jm]bfb ^_lvfb gZijZ\e_ggh]h gZ kha^Zgb_ ij_^ihkuehd d iheghp_gghc
^_yl_evghklb j_[_gdZ \ baf_gyxs_fky fbj_
- Личностно -развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных
jZ[hlgbdh\ >_lkdh]h kZ^Z ‹ H:H ©J@> ª b ^_l_c
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых , признание ребенка
iheghp_gguf mqZklgbdhf km[t_dlhf h[jZah\Zl_evguo hlg hr_gbc . Этот
ijbgpbi ij_^iheZ]Z_l Zdlb\gh_ mqZklb_ \k_o km[t_dlh\ h[jZah\Zl_evguo
hlghr_gbc ± как детей, так и взрослых – в реализации программы.
- Сотрудничество Организации с семьей . С отрудничество, кооперация с
k_fv_c hldjulhklv \ hlghr_gbb k_fvb m\Z `_gb_ k_f_cguo p_gghkl_c b ljZ^bpbc
bo mq_l \ h[jZah\Zl_evghc jZ[hl_
- Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое
ihkljh_gb_ h[jZah\Zl_evghc ^_yl_evghklb dhlhjh_ hldju\Z_l \hafh`ghklb ^ey
bg^b\b^mZebaZpbb h[jZah\Zl_evgh]h ijhp_kkZ ihy \e_gby bg^b\b^mZevghc
ljZ_dlhjbb jZa\blby dZ`^h]h j_[_gdZ k oZjZdl_jgufb ^ey ^Zggh]h j_[_gdZ
ki_pbnbdhc b kdhjhklvx mqblu\Zxs_c _]h bgl_j_ku fhlb\u kihkh[ghklb b
\hajZklgh -психологические особенности.
- Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает
ih^[hj i_^Z]h]hf kh^_j`Zgby b f_lh^h\ ^hrdhevgh]h h[jZah\Zgby \ khhl\_lkl\bb
k \hajZklgufb hkh[_gghklyfb ^_l_c
- Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что
h[jZah\Zl_evgh_ kh^_j`Zgb_ ij_^eZ]Z_lky j_[_gd m q_j_a jZagu_ \b^u
^_yl_evghklb с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения
wlh]h kh^_j`Zgby b kh\_jr_gby bf l_o beb bguo ^_ckl\bc k mq_lhf _]h bgl_j_kh\
fhlb\h\ и способностей.
- Комплексно -тематический принцип построения образовательного
Страница 7
7процесс а
Основными подходами к формированию программы являются:
- Системно -деятельностный подход. Позволяет сформировать у
^hrdhevgbdh\ ^_yl_evghklgu_ качества, определяющие успешность ребенка на
jZaguo wlZiZo h[mq_gby b _]h ihke_^mxsmx kZfhj_ZebaZpbx \ [m^ms_f
- Личностно -ориентированный подход. Предусматривает организацию
h[jZah\Zl_evgh]h ijhp_kkZ gZ hkgh\_ ijbagZgby mgbdZevghklb ebqghklb j_[_gdZ b
kha^Zgby mkeh\bc ^ey __ jZa\blby gZ hkgh\_ bamq_gby aZ^Zldh\ kihkh[ghkl_c
bgl_j_kh\ kdehgghkl_c
- Индивидуальный подход . Предполагает гибкое использование педагогами
различных средств, форм и методов по отношению к каждому ребенку, которые
помогают ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим
поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и слабые
стороны.
- Компетентностный подход. Предполагает формирование основ
компетентностей как постоянно развивающейся способности в оспитанников
самостоятельно действовать при решении актуальных проблем, т.е. быть готовым:
решать проблемы в сфере учебной деятельности; объяснять явления
действительности, их сущность, причины, ориентироваться в проблемах
современной жизни; решать проблем ы, связанные с реализацией определённых
социальных ролей.
- Культурологический подход. Предусматривает опору в обучении и
воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национальные и
этнические особенности.
- Дифференцированный подход. Предпола гает создание наиболее
комфортных условий для эффективного обучения личности ребенка,
обеспечивающих ей достижение такого уровня освоения материала, который
соответствует ее позна вательным возможностям, способностям (но не ниже
минимальных), а также разви тие данных возможностей и способностей.
Страница 8
81.1.3. Значимые для разработки и реализации рабочей программы воспитателя
характеристики
Возрастные особенности детей подготовительной к школе группы
Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие
изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих
образований создает к шести годам благоприятные условия для развития
рефлексии — способности осознавать и от давать себе отчет в своих целях,
полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и
побуждениях; для морального развития, и именно для последнего возраст шести -
семи лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот период во мног ом
предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время
исключительно благоприятен для педагогических воздействий.
В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие,
заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существу ет тенденция
преобладания общественно значимых мотивов над личными.
Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже
занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем
поведения. Ведущей потребностью детей д анного возраста является общение
(преобладает личностное).
Ведущей деятельностью остается сюжетно -ролевая игра. В сюжетно -ролевых
играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные
взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизнен ные ситуации.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл,
который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В
нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою
сюжетную линию. При э том дошкольники оказываются способными отслеживать
поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в
зависимости от места в нем. Одной из важнейших особенностей данного возраста
является проявление произвольности всех психических процессов.
Страница 9
9Увеличивается устойчивость внимания — 20 — 25 минут, объем внимания
составляет 7 — 8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.
К концу дошкольного периода (6 — 7 лет) у ребенка появляются
произвольные формы психической активности.
Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно
ставит цель: запомнить и вспомнить. Появление произвольной памяти
способствует развитию культурной (опосредованной) памяти — наиболее
продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале)
пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью,
доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок
способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация,
группировка.
Ведущим по -прежнему является наглядно -образное мышление, но к концу
дошкольного возраста начинает формироваться словесно -логическое мышление.
Оно предпол агает развитие умения оперировать словами, понимать логику
рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна
нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и
количества предметов. В дошкольном возрасте начин ается развитие понятий.
Полностью словесно -логическое, понятийное, или абстрактное, мышление
формируется к подростковому возрасту.
Старший дошкольник может устанавливать причинно -следственные связи,
находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе
всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6 — 8 последовательных
картинок.
Этот период — сензитивный для р азвития фантазии.
Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй,
лексика, связная речь. Дети начинают активно употреблять обобщающие
существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате
Страница 10
10правильно организованно й образовательной работы у детей оказываются хорошо
развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные
достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческ ой
культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается
половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного
возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного
развития, что и позволяет ему в да льнейшем успешно обучаться в школе.
Основные компоненты психологической готовности к школе
Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных
задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим
дошкольным период ом развития, будут зависеть успешность его адаптации,
вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое
самочувствие.
Психологическая готовность к школьному обучению многокомпонентная.
Можно выделить несколько параметро в психического развития ребенка,
наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе.
• Личностная готовность к школе включает формирование у ребенка готовности
к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных
обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками
положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе,
учителям и учебной деятельности.
• Мотивационная готовность. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому,
что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей,
а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив
учения), и потому, что у него есть познавательная потребн ость, которую он не
может удовлетворить дома (познавател ьный мотив учения).
• Интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной зрелостью понимают
дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, аналитическое
Страница 11
11мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между
явлениями; возможность логического запоминания, умение воспроизводить
образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.
Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в
существенной мере отражает функциональное созревание структур головного
мозга.
• Волевая готовность (произвольная сфера) заключается в способности ребенка
напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной
жизни.
1.2 Планируемые результаты освоения программы детьми
подготовительной к школе группы
Целевые ориентиры :
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие
социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе
завершения дошкольного образования:
- ребёнок проявляе т инициативность и самостоятельность в разны видах
деятельности - игре обладает чувством собственного достоинства. Активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства друг их, стараться
разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных
видах деятельности . Способность ребёнка в фантазии, воображению, творчеству
интенсивно развивается и разным правилам и социальным нормам, раз личать
условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную; проявляется в
игре.
- ребёнок владеет разными формами и видами игры , конструировании и др.
Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности,
обнаруживает способно сть к воплощению разнообразных замыслов; х
Страница 12
12- ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится
к себе и другим,
- творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании,
придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёно к может фантазировать вслух,
играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои
мысли и желания;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои
движения и управлять ими, обладает развитой потребность ю бегать, прыгать,
мастерить поделки из различных материалов и т. п. ;
- ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности,
преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело;
Страница 13
13II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Образовательная деятельность в соответствии
с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях
Содержание рабочей программы подготовительной группы обеспечивает
развитие личности, мотивации и определенные направления развития и
образования детей (далее - образовательные области): способностей детей в
различных видах деятельности и охватывает следующ ие структурные единицы,
представляющие
- социально -коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно -эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Страница 14
14Направления
развития
Описание образовательных областей
(направлений развития дошкольников) в
соответствии с ФГОС ДО (п. 2.6)
Содержание работы в
соответствии
программе «От
рождения до школы»
Социально
-коммуникативное развитие
Направлено на усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка
со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции
собственных действий;
развитие социального и эмоционального
интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к
совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения и
чувства принадлежности к своей семье и к
сообщ еству детей и взрослых в МБ ДОУ «Детский
сад № 178»;
формирование позитивных установок к
различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту,
социуме, природе
социализация, развитие
общения, нравственное
воспитание;
- ребе нок в семье и
сообществе;
- самообслуживание,
самостоятельность,
трудовое воспитание;
- формирование основ
безопасности.
Страница 15
15Познавательное развитие
Предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной
мотивации;
формирование познавательных действий,
становление сознания;
развитие воображения и творческой
активности;
формирование первичных представлений о
себе, других людях, объектах окружающего
мира,
о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира (форме, цвете, размере,
материале, звучании, ритме, темпе,
количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и покое,
причинах и следствиях и др.),
о малой родине и Отечестве, представлен ий о
социокультурных ценностях нашего народа,
об отечественных традициях и праздниках, о
планете Земля как общем доме людей, об
особенностях ее природы
формирование
элементарных
математических
представлений;
- развитие
познавательно -
исследовательской
деят ельности;
- ознакомление с
предметным
окружением;
- ознакомление с
социальным миром;
- ознакомление с миром
природы.
Речевое развитие
Включает владение речью как средством
общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной
культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской
литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико -
синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте.
развитие речи
(развивающая речевая
среда, формирование
словаря, звуковая
культура
речи, грамматический
строй, связная речь);
- художественная
литература.
Страница 16
16Художественно
-эстетическое развитие
Предполагает развитие предпосылок
ценностно -смыслового восприятия и
понимания произведений искусства
(словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к
окружающему миру;
формирование элементарных представлений
о видах искусства;
восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой
деятельности детей (изобразительной,
конструктивно -модельной, музыкальной и
др.).
приобщение к
искусству;
- изобразительная
деятельность;
- конструктивно -
модельная
деятельность;
- музыкальная
деятельность.
Физическое развитие
Включает приобретение опыта в следующих
видах деятельности детей: двигательной, в
том числе связанной с выполнением
упражнений, направленных на развитие
таких физических качеств, как координация и
гибкость;
способствующих правильному
формированию опорно -дв игательной
системы организма, развитию равновесия,
координации движения,
крупной и мелкой моторики обеих рук, а
также с правильным, не наносящем ущерба
организму выполнением основных движений
(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе
стороны),
формиров ание начальных представлений о
некоторых видах спорта, овладение
подвижными играми с правилами;
становление целенаправленности и
саморегуляции в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа
жизни, овладение его элементарными
нормами и правил ами (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.).
формирование
представлений о
здоровом
образе жизни;
- физическая культура.
Страница 17
17Социально -коммуникативное развитие
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание .
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение
самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься
самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу.
Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение
к старшим.
Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить
помогать им.Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость,
справедливость, скромность.
Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять
установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному
примеру.
Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Формировать умение слушать собесед ника, не перебивать без надобности.
Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.
Обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание,
просьбы, извинения).
Расширять представления детей об их обязанностях, прежде всего в связи с
подготовкой к школе. Формировать интерес к учебной деятельности и желание
учиться в школе.
Ребенок в семье и сообществе.
Образ Я .
Развивать представление о временной перспективе личности, об изменении
позиции человека с возрастом (реб енок посещает детский сад, школьник учится,
взрослый работает, пожилой человек передает свой опыт другим поколениям).
Углублять пред ставления ребенка о себе в про шлом, настоящем и будущем.
Закреплять традиционные гендерные представления, продолжать развива ть в
мальчиках и девочках качества, свойственные их полу.
Семья.
Страница 18
18Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной
страны (роль каждого поколения в разные периоды исто - рии страны).
Рассказывать детям о воинских наградах д едушек, бабушек, родителей. Закреплять
знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств ро дителей, их профессий.
Детский сад .
Продолжать расширять представления о ближайшей окружающей среде
(оформление помещений, участка детского сада, парка, сквера). Учить детей
выделять радующие глаз компоненты окружающей среды (окраска стен, мебель,
оформление участка и т. п.).
Привлек ать детей к созданию развивающей среды дошкольного учреждения
(мини -музеев, выставок, библиотеки, конструкторских мастерских и др.);
формировать ум ение эстетически оценивать окру жающую среду, высказывать
оценочные суждения, обосновывать свое мнение.
Формировать у детей представления о себе как об активном члене коллектива:
через участие в проектной деятельности, охватывающей де тей младших
возрастных групп и родителей; посильном участии в жизни дошкольного
учреждения (адаптация младших дошкольников, п одготовка к праздникам,
выступлениям, соревновани ям в детском саду и за его пре делами и др.)
Самообслуживание, самостоятельн ость, трудовое воспитание .
Раз витие навыков самообслуживания; стано вление самостоятельности,
целе направленности и саморегуляци и собственных действий. Воспитание
культурно -гигиенических навыков.
Формирование позитивных установок к различным видам труда и твор чества,
воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться. Воспитание
ценностного отношения к собственно му труду, труду других людей и его
результатам.
Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию
(умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и
жизни каждого человека.
Формирование о снов безопасност и.
Страница 19
19Безопасное поведение в природе.
Формировать о сновы экологичес кой культуры. Продолжать знакомить с
правилами поведения на природе. Знакомить с Красной книгой, с от дельными
представителями живот ного и растительного мира, занесенными в нее. Уточнять и
расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния,
радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.
Безопасность на дорогах.
Система тизировать знания детей об уст ройстве улицы, о дорожном движении.
Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект». Продолжать знакомить
с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими и информационно -
указательными. Подводить детей к осознанию необходимос ти соблюдать правила
дорожного движения. Расширять представления детей о работе ГИБДД.
Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
Развивать свободную ориентир овку в пределах ближайшей к дет скому саду
местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме
местности.
Безопасность собственной жизнедеятельности .
Формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые
бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать при -
чиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и бытовые 63
предметы). Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами.
Закреплять правила безопасного поведения во время игр в разное время года
(купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на санках, коньках, лыжах и
др.). Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры
предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности.
Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома»,
«Потерялся» , «Заблудился». Формировать умение обращаться за помощью к
взрослым. Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы
скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при
пожаре. Закреплять знания о том, чт о в случае необход имости взрос лые звонят по
телефонам «01», «02», «03». Закреплять умение называть свое имя, фамилию,
возраст, домашний адрес, телефон
Познавательное развитие
Страница 20
20Формирование элементарных математических представлений
Количество и счет.
Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества
по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы
отличаются определенными признаками.
Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множе ства
части или отдельных его частей.
Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также
целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар
предметов или соединения предметов стрелками.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами. Знакомить с
числами второго десятка.
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6
на 1, а 6 меньше 7 на 1), уме ние увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в
пределах 10).
Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и
предыдущее число к н азванному или обозначенному циф рой, определять
пропущенное число.
Знакомить с составом чисел в пределах 10. Учить раскладывать число на два
меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной
основе). Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей
(различение, набор и размен монет).
Учить на наглядно й основе составлять и решать простые арифметические задачи
на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое
меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+),
минус ( –) и знаком отношения равно (=).
Величина.
Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а
несколько предметов или часть предмета. Делить предмет на 2 –8 и более равных
Страница 21
21частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную
меру;
правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая),
две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и
части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять
длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной
меры (бумаги в клетку). Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с
помощью условной меры. Дать представления о ве се предметов и способах его
измерения.
Сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях.
Познакомить с весами. Развивать представление о том, что результат измерения
(длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной ме ры.
Форма.
Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины,
углы, стороны) и некоторых их свойств. Дать представление о многоугольнике (на
примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой .
Учить распознав ать фигуры независимо от их пространственного положения,
изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам,
классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам. Моделировать
геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников о дин
многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой
прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник,
из двух коротких отрезков — один длинный и т. д.; конструировать фигуры по
словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять
тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Анализировать форму предметов в це лом и отдельных их частей; вос создавать
сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по
Страница 22
22описанию, п редставлению.
Ориентировка в пространстве.
Учит ь ориентироваться на ограничен ной территории (лист бумаги, учебная
доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в
указанном направлении, отражать в речи их пространств енное расположение
(вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом
нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к
моделированию пространственны х отношений между объектами в виде рисунка,
плана, схемы. Учить «читать» простейшую графическую информацию,
обозначающую пространственные отношения объектов и направление их
движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз;
самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные
обозначения (знаки и символы).
Ориентировка во времени .
Дать детям элементарные представления о времени: его текучести,
периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев,
времен года.
Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после»,
«раньше», «позже», «в одно и то же время».
Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою
деятельность в соответствии со време нем; различать длительность отдельных
временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час). Учить определять время по
часам с точностью до 1 часа.
Развитие познавательно -исследовательской деятельности .
Познавательно -исследовательская деятельность .
Сове ршенствовать характер и содержание обобщенных способов исследования
Страница 23
23объектов с помощью специально созданной системы сенсорных эталонов и
перцептивных действий, осуществлять их оптимальный выбор в соответствии с
познавательной задачей. Создавать условия для самостоятельного установления
связей и от - ношений между системами объектов и явлений с применением
различных средств. Совершенствовать характер действий экспериментального
характера, направленных на выявление скрытых свойств объектов.
Совершенствовать ум ение определять способ получения необходимой информации
в соответствии с условиями и целями деятельности. Развивать умение
самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом; ставить
цель, составлять соответствующий собственный алгоритм; о бнаруживать
несоответствие результата и цели; корректировать свою деятельность. Учить детей
самостоятельно составлять модели и использовать их в познавательно -
исследовательской деятельности.
Сенсорное развитие.
Развивать зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сенсомоторные способности.
Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в
разнообразных видах деятельности. Развивать умение созерцать предметы, явле ния
(всматриваться, вслу шиваться), направляя внимание на более тонкое различение их
качеств. Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов;
сравнивать предметы по форме, велич ине, строению, положению в про странстве,
цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков,
различные звуки (музыкальные, природные и др.). Развивать умение
классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению,
цвету). Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах.
Проектная деятельность .
Развивать проектную деят ельность всех типов (исследовательскую, творческую,
нормативную). В исследовательской проектной деятельности формировать умение
уделять внимание анализу эффективн ости источников информации. По ощрять
обсуждение проекта в кругу сверстников.
Страница 24
24Содействовать т ворческой проектной деятельности индивидуального и
группового характера. В работе над нормативными проектами поощрять
обсуждение детьми соответствующих этим проектам ситуаций и отрицательных
последствий, которые могут возникнуть при нарушении установленных норм.
Помогать детям в символическом отображении ситуации, проживании ее основных
смыслов и выражении их в образной форме.
Дидактические игры.
Продолжать учить детей играть в различные дидактические игры (лото,
мозаика, бирюльки и др.). Развивать у мение организовывать игры, исполнять роль
ведущего. Учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других
участников игры. Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно
решать поставленную задачу.
Привлекать детей к созданию нек оторых дидактических игр («Шумелки»,
«Шуршалки» и т. д.). Развивать и закреплять сенсорные способности.
Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к
школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно -образного и логического
мы шления, воображения, познавательной активности.
Ознакомление с предметным окружением
Продолжать расширять и уточнять представления детей о предмет ном мире.
H[h]ZsZlv ij_^klZ\e_gby h \b^Zo ljZgkihjlZ gZa_fguc ih^a_fguc \ha^mrguc
\h^guc N hjfbjh\Zlv ij_^klZ\e_gby h ij_^ f_lZo h[e_]qZxsbo ljm^ ex^_c gZ
ijhba\h^kl\_ dhfivxl_j jh[hlu klZgdb b l ^ h[ h[t_dlZo kha^Zxsbo
dhfnhjl b mxl \ ihf_s_gbb b gZ mebp_ Ih[m`^Zlv ^_l_c d ihgbfZgbx lh]h qlh
q_eh\_d baf_gy_l ij_^f_lu kh\_jr_gkl\m_l bo ^ey k_[y b ^jm]bo ex^_c ^_eZy
`bagv [he__ m^h[ghc b dhfnhjlghc JZkrbjylv ij_^klZ\e_gby ^_l_c h[ bklhjbb
kha^Zgby ij_^f_lh\
Вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов и объектов
ijbjh^u Nhjfbjh\Zlv ihgbfZgb_ lh]h qlh g_ ^ZeZ q_eh\_dm ijbjh ^Z hg kha^Ze
k_[_ kZf g_l djuev_\ hg kha^Ze kZfhe_l g_l h]jhfgh]h jhklZ hg kha^Ze djZg
Страница 25
25лестницу и т. п.). Способствовать восприятию предметного окружения как
l\hj_gby q_eh\_q_kdhc fukeb
Углублять представления о существенных характеристиках предмет ов, о свойствах
b dZq_kl\Zo jZaebqguo fZl_jbZeh\ JZkkdZau\Zlv qlh fZl_jbZeu ^h[u\Zxl b
ijhba\h^yl ^_j_\h f_lZee ldZgv b ih^\h^blv d ihgbfZgbx jheb \ajhkeh]h
q_eh\_dZ Ih[m`^Zlv ijbf_gylv jZaghh[jZagu_ kihkh[u h[ke_^h\Zgby ij_^f_lh\
gZeh`_gb_ ijbeh` _gb_ kjZ\g_gb_ ih dhebq_kl\m b l ^
Ознакомление с социальным миром
Продолжать знакомить с библиотеками, музеями.
Углублять представления детей о дальнейшем обучении, формировать
we_f_glZjgu_ agZgby h ki_pbnbd_ rdheu dhee_^`Z \maZ ih \hafh`ghklb
ihk_ lblv rdhem ihagZdhfblvky k mqbl_eyfb b mq_gbdZfb b l ^
Расширять осведомленность детей в сферах человеческой деятельности (наука,
bkdmkkl\h ijhba\h^kl\h b kn_jZ mkem] k_evkdh_ ohayckl\h ij_^klZ\e_gby h[ bo
agZqbfhklb ^ey `bagb j_[_gdZ _]h k_ fvb ^_lkdh]h kZ^Z b h[s_kl\Z \ p_ehf
Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям
\hafh`ghklv ihagZdhfblvky k we_f_glZfb ijhn_kkbhgZevghc ^_yl_evghklb \
dZ`^hc ba i_j_qbke_gguo h[eZkl_c ijh\_klb b h[tykgblv ijhkl_crb_
wdki_jbf_g lu k \h^hc \ha^mohf fZ]gblhf kha^Zlv dhee_dlb\gh_ iZggh beb
jbkmghd ijb]hlh\blv qlh -либо; помочь собрать на прогулку младшую группу;
\ujZklblv kt_^h[gh_ jZkl_gb_ moZ`b\Zlv aZ ^hfZrgbfb `b\hlgufb
Продолжать расширять представления о людях разных профессий.
Ij_^klZ\eylv ^_lyf p_ehklguc \a]ey^ gZ q_eh\_dZ ljm^Z hl\_lkl\_gghklv
ZddmjZlghklv ^h[jhkh\_klghklv jmqgZy mf_ehklv ihfh]Zxl kha^Z\Zlv jZagu_
fZl_jbZevgu_ b ^moh\gu_ p_gghklb
Расширять представления об элементах экономики (деньги, и х история,
agZq_gb_ ^ey h[s_kl\Z [x^`_l k_fvb jZagu_ mjh\gb h[_ki_q_gghklb ex^_c
g_h[oh^bfhklv ihfhsb f_g__ h[_ki_q_gguf ex^yf [eZ]hl\hjbl_evghklv
Страница 26
26Расширять представления о родном к рае.
Продолжать знакомить с до стопримечательностями региона, в котором живут
^_lb M]em[eylv b mlhqgylv ij_^klZ\e_gby h Jh^bg_ ² России. Поощрять интерес
^_l_c d kh[ulbyf ijhbkoh^ysbf \ kljZg_ \hkiblu\Zlv qm\kl\h ]hj^hklb aZ __
^hklb`_gby AZdj_ieylv agZgby h neZ]_ ]_j[_ b ]bfg_ Jhkkbb ]bfg bkihegy_lky
\h \j_fy i jZa^gbdZ beb ^jm]h]h lhj`_kl\_ggh]h kh[ulby dh]^Z a\mqbl ]bfg \k_
\klZxl Z fm`qbgu b fZevqbdb kgbfZxl ]heh\gu_ m[hju JZa\b\Zlv
ij_^klZ\e_gby h lhf qlh JhkkbckdZy N_^_jZpby Jhkkby ² огромная,
fgh]hgZpbhgZevgZy kljZgZ JZkrbjylv ij_^klZ\e_gby h Fhkd\ _ ² главном городе,
klhebp_ Jhkkbb
Расширять знания о государственных праздниках. Рассказывать детям о Ю. А.
=Z]Zjbg_ b ^jm]bo ]_jhyo dhkfhkZ M]em[eylv agZgby h Jhkkbckdhc Zjfbb
Формировать элементарные представления об эволюции Земли (возникно вение
A_feb w\hexpby jZklbl_evgh]h b `b\hlgh]h fbjZ f_kl_ q_eh\_dZ \ ijbjh^ghf b
khpbZevghf fbj_ ijhbkoh`^_gbb b [bheh]bq_kdhc h[hkgh\Zgghklb jZaebqguo
jZk
Формировать элементарные представления об истории человечества через
agZdhfkl\h k ijhba\_^ _gbyfb bkdmkkl\Z `b\hibkv kdmevilmjZ fbnu b e_]_g^u
gZjh^h\ fbjZ b]jm b ijh^mdlb\gu_ \b^u ^_yl_evghklb JZkkdZau\Zlv ^_lyf h lhf
qlh A_fey ² наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить
\ fbj_ kh \k_fb gZjh^Zfb agZlv b m\Z`Zlv b o dmevlmjm h[uqZb b ljZ^bpbb
Расширять представления о своей принадлежности к человеческому сообществу,
h ^_lkl\_ j_[yl \ ^jm]bo kljZgZo h ijZ\Zo ^_l_c \ fbj_ >_deZjZpby ijZ\ j_[_gdZ
h[ hl_q_kl\_gguo b f_`^mgZjh^guo hj]ZgbaZpbyo aZgbfZxsboky kh[ ex^_gb_f
ijZ\ j_[_gdZ hj]Zgu hi_db XG?KDH b ^j Nhjfbjh\Zlv we_f_glZjgu_
ij_^klZ\e_gby h k\h[h^_ ebqghklb dZd ^hklb`_gbb q_eh\_q_kl\Z
Расширять представления о родном к рае.
Продолжать знакомить с до стопримечательностями региона, в котором живут
^_lb G D hkgh\_ jZkrbj_gby agZgbc h[ hdjm`Zxs_f \hkiblu\Zlv iZljbhlbq_kdb_
Страница 27
27и интернациональные чувства, любовь к Родине. Углублять и уточнять
ij_^klZ\e_gby h Jh^bg_ ² России. Поощрять интерес детей к событиям, про -
исходящим в стране, воспитывать чувство г ордости за ее достижения. Закреплять
agZgby h neZ]_ ]_j[_ b ]bfg_ Jhkkbb ]bfg bkihegy_lky \h \j_fy ijZa^gbdZ beb
^jm]h]h lhj`_kl\_ggh]h kh[ulby dh]^Z a\mqbl ]bfg \k_ \klZxl Z fm`qbgu b
fZevqbdb kgbfZxl ]heh\gu_ m[hju
Развивать представления о том, что Российская Федерация (Рос - сия) —
огромная, многонациональная страна. Воспитывать уважение к людям разных
gZpbhgZevghkl_c b bo h[uqZyf JZkrbjylv ij_^klZ\e_gby h Fhkd\_ ² главном
]hjh^_ klhebp_ Jhkkbb
Расширять знания о государственных праздник ах. Рассказывать детям о Ю. А.
=Z]Zjbg_ b ^jm]bo ]_jhyo dhkfhkZ
Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам
Hl_q_kl\Z d iZfylb iZ\rbo [hcph\ \haeZ]Zlv k ^_lvfb p\_lu d h[_ebkdZf
iZfylgbdZf b l ^
Ознакомление с миром п рироды
Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках,
ljZ\ygbkluo jZkl_gbyo jZkl_gbyo em]Z kZ^Z e_k
Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений.
AgZdhfblv kh kihkh[Zfb bo \_]_lZlb\gh]h jZafgh`_g by q_j_gdZfb ebklvyfb
mkZfb Ijh^he`Zlv mqblv ^_l_c mklZgZ\eb\Zlv k\yab f_`^m khklhygb_f jZkl_gby b
mkeh\byfb hdjm`Zxs_c kj_^u
Расширять представления о лекарственных растениях (подорожник, крапива и
^j
Расширять и систематизировать зна ния о домашних, зимующих и перелетных
ilbpZo ^hfZrgbo `b\hlguo b h[blZl_eyo m]hedZ ijbjh^u >Zlv ^_lyf [he__
ihegu_ ij_^klZ\e_gby h ^bdbo `b\hlguo b hkh[_gghklyo bo ijbkihkh[e_gby d
hdjm`Zxs_c kj_^_
Расширять знания детей о млекопитающих, земновод ных и пресмыкающихся.
Страница 28
28Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни
fmjZ\vb iq_eu hku `b\ml [hevrbfb k_fvyfb муравьи — в муравейниках,
iq_eu ² в дуплах, ульях). Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных
b ij_kf udZxsboky hl \jZ]h\ gZijbf_j m` hlim]b\Z_l \jZ]h\ rbi_gb_f b l i
Mqblv jZaebqZlv ih \g_rg_fm \b^m b ijZ\bevgh gZau\Zlv [Z[hq_d dZimklgbpZ
djZib\gbpZ iZ\ebgbc ]eZa b ^j b `mdh\ [h`vy dhjh\dZ `m`_ebpZ b ^j Mqblv
kjZ\gb\Zlv gZk_dhfuo ih kihkh[ m i_j_^\b`_gby e_lZxl iju]Zxl iheaZxl
Развивать интерес к родному краю. Воспитывать уважение к труду сельских
`bl_e_c a_fe_^_evp_\ f_oZgbaZlhjh\ e_kgbqbo b ^j
Учить обобщать и систематизировать представления о временах года.
Nhjfbjh \Zlv ij_^klZ\e_gby h i_j_oh^_ \_s_kl\ ba l\_j^h]h khklhygby \ `b^dh_ b
gZh[hjhl GZ[ex^Zlv lZdb_ y\e_gby ijbjh^u dZd bg_c ]jZ^ lmfZg ^h`^v
Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и
ijh^mdlb\guo \b^Zo ^_yl_evghklb H[tykgblv qlh \ ijbjh^_ \k_ \aZbfhk\yaZgh
Mqblv mklZgZ\eb\Zlv ijbqbggh -следственные связи между природными явлениями
_keb bkq_agml gZk_dhfu_ ² опылители растений, то растения не дадут семян и
^j
Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом
aZ\bkbl hl hdjm`Zxs_c kj_^u qbklu_ \ha^mo \h^Z e_k ihq\Z [eZ]hijbylgh
kdZau\Zxlky gZ a^hjh\v_ b `bagb q_eh\_dZ AZdj_ieylv mf_gb_ правильно вести
k_[y \ ijbjh^_ ex[h\Zlvky djZkhlhc ijbjh^u gZ[ex^Zlv aZ jZkl_gbyfb b
`b\hlgufb g_ gZghky bf \j_^ Hnhjfeylv Zev[hfu h \j_f_gZo ]h^Z ih^[bjZlv
dZjlbgdb nhlh]jZnbb ^_lkdb_ jbkmgdb b jZkkdZau
Сезонные наблюдения
Осень. Закреплят ь знания детей о том, что сентябрь — первый осенний месяц.
Mqblv aZf_qZlv ijbf_lu hk_gb ihoheh^Zeh a_fey hl aZfhjhadh\ klZeZ l\_j^hc
aZe_^_g_eb em`b ebklhiZ^ bg_c gZ ihq\_ IhdZaZlv h[j_adm dmklZjgbdh\
jZkkdZaZlv ^ey q_]h wlh ^_eZxl Ijb\e_dZlv d \ ukZ`b\Zgbx kZ^h\uo jZkl_gbc
Страница 29
29(настурция, астры) в горшки. Учить собирать природный матери ал (семена,
rbrdb `_em^b ebk lvy ^ey ba]hlh\e_gby ih^_ehd
Зима. Обогащать представления детей о сезонных изменениях в при - роде
kZfu_ dhjhldb_ ^gb b ^ebggu_ gh qb oheh^gh fhjha ]hehe_^ b l ^ H[jZsZlv
\gbfZgb_ ^_l_c gZ lh qlh gZ g_dhlhjuo ^_j_\vyo ^he]h khojZgyxlky ieh^u gZ
jy[bg_ _eb b l ^ H[tykgblv qlh wlh dhjf ^ey ilbp Mqblv hij_^_eylv k\hckl\Z
kg_]Z oheh^guc imrbkluc jZkkuiZ_lky ebidbc b ^j ba \eZ`gh]h ly`_eh]h
kg_]Z emqr_ ^_eZlv ihkljhcdb Mqblv ^_l_c aZf_qZlv qlh \ n_\jZe_ ih]h^Z
f_gy_lky lh k\_lbl khegp_ lh ^m_l \_l_j lh b^_l kg_] gZ djurZo ^hfh\
ihy\eyxlky khkmevdb JZkkdZaZlv qlh ^_dZ[jy ² самый короткий день в году.
Ijb\e _dZlv d ihkZ^d_ k_fy g h\kZ ^ey ilbp
Весна. Расширять представления дошкольников о весенних измене ниях в
природе (чаще светит солнце, з ацветают подснежники; распуска ются почки на
деревьях и кустарниках , начинается ледоход; пробужда ются травяные лягушк и,
жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки -крапивницы; появляются
муравьи). Познакомить с термометром (сто лбик с ртутью может быстро
под ниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тени или
на солнце). Наблюдать, как высажи вают, обрезают деревья и кустарники. Учить
замечать изменения в уголке природы (комнатные растения на чинают давать
новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать комнатные растения, в том числе
способом черенкования. Учить детей выращивать цветы ( тюльпаны) к
Международному женскому дню. Знакомить детей с народными приметами:
«Длинные сосульки — к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето
будет жаркое» и т. п. Лето. Уточнять представления детей об изменениях,
происходящих в природе (самы е длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко;
бывают ливневые дожди, грозы, радуга). Объяснит ь, что летом наиболее
благо приятные условия для роста растений: растут, цветут и плодоносят.
Знакомить с народными примет ами: «Радуга от дождя стоит дол го — к нена стью,
скоро исчезнет — к ясн ой погоде», «Вечером комары ле тают густым роем — быть
Страница 30
30теплу», «Появились опята — лето кончилось». Рассказать о том, что 22 июня —
день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь
удлиняется, а день идет на убыль). Знакомить с трудом людей на полях, в садах и
огородах. Воспитывать желание помогать взрослым.
В части, формируемой участниками образовательных отношений реализуется
дополнительная образовательная программа :
Программа «Мы – будущие железнодорожники» для детей старшего дошкольного
возраста. Автор - составитель: Павлова Елена Викторовна (принято: на Совете
педагогов, протокол № 1 от «31» августа 2015г., утверждена 31 августа 2015 года
заведующим детским садом №178 ОАО «РЖД» Павловой Е.В. )
Цели программы: формирование у детей знаний об общественной значимости
ljm^Z jZ[hlgbdh\ gZ `_e_aghc ^hjh]_ \aZbfhk\yab b \aZbfhaZ\bkbfhklb
jZaebqguo \b^h\ ljm^Z `_e_agh^hjh`gbdZ k ^jm]bfb ijhn_kkbyfb
Речевое развитие
Развивающая речевая среда.
Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью
получения новых знаний. Совершенствовать речь как средство общения. Выяснять,
что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие
настоль ные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие
мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем)
предпочитают слушать и т. п. Опираясь на опыт детей и учитывая их
предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостояте льн ого восприятия с
последующим об суждением с воспитателем и сверстниками. Уточнять
высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию;
учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои
мысли понятно для о кружающих. Продолжать формировать умение отстаивать
свою точку зрения. Помогать осваивать формы речевого этикета. Продолжать
Страница 31
31содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и
событиях. Приучать детей к самостоятельности суждений.
Форми рование словаря.
Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого,
обществоведческого словаря детей. Побуждать детей интересоваться смыслом
слова. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном
соответствии с их значением и цел ью высказывания. Помогать детям осваивать
выразительные средства языка.
Звуковая культура речи.
Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки
родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо
произносить слова и сл овосочетания с естественными интонациями.
Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным
звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в
слове. Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамма тический строй речи.
Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова,
существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в
сравнительной и превосходной сте пени. Помогать правильно строить
сложноподчиненные предложения, ис - пользовать языковые средства для
соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).
Связная речь.
Продолжать совершенствовать диалогическую и моно - логическую формы
речи. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между
детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками,
воспитывать культуру речевого общения. Продолжать учить содержательно и
выразительно пересказывать литературные тек сты, драматизировать их.
Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании
Страница 32
32картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. Развивать умение
составлять расска зы из личного опыта. Продолжать совершенствовать умение
сочинять короткие сказки на заданную тему.
Подготовка к обучению грамоте.
Дать представления о предложении (без грамматического определения).
Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без
союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности. Учить детей
делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на -ша Ма -ша, ма -
ли -на, бе -ре -за) на части. Учить составлять слова из слогов (устно). Учить выделять
последовательность звуков в простых словах.
Приобщение к художественной литературе.
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями,
загадками, считалками, скороговорками.
Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к
героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей
чувство юмора.
Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и
выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и
выразительность языка произведения; привив ать чуткость к поэтическому слову.
Продолжать совершенствовать художественно -речевые исполнительские
навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность
исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой
передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
Помогать детям объяснять основные различия между литературными
жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.
Страница 33
33В части, формируемой участниками образовательных отношений реализуется
дополнительная образовательная программа :
«Крупеничка» Автор – составитель: Кармаева О. В. ( принято на Совете
педагогов от 31.08.2015, протокол № 1 ) ,
Целью программы является ознакомление дошкольников с историе й, культурой и
бытом русского народа.
Художественно -эстетическое развитие
Приобщение к искусству.
Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, художественный вкус,
wkl_lbq_kdh_ hlghr_gb_ d hdjm`Zxs_fm d bkdmkkl\m b om^h`_kl\_gghc
^_yl_evghklb
Формировать интерес к классическому и народному искусству (музыке,
bah[jZabl_evghfm bkdmkkl\m ebl_jZlmj_ Zjobl_d lmj_
Формировать основы художе ственной культуры. Развивать интерес к
bkdmk kl\m Закреплять знания об искусстве, как виде творческой деятельности
ex^_c h \b^Zo bkdmkkl \Z ^_dhjZlb\gh -прикладное, изобразительное искусство,
ebl_jZlmjZ fmaudZ Zjobl_dlmjZ l_Zlj lZg_p dbgh pbjd
Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать
om^h`_kl\_ggh_ \hkijbylb_ ijhba\_^_gbc bah[jZabl_evgh ]h bkdmkkl\Z
Ijh^he`Zlv agZdhfblv ^_l_c k ijhba\_^_gbyfb `b\hibkb B Rbrdbg ©Jh`v ª
©Mljh \ khkgh\hf e_km ª B E_\blZg ©Ahehl Zy hk_gv ª ©FZjl ª ©<_kgZ ª ©
;hevrZy \h^Z ª : KZ\jZkh\ © =jZqb ijb - летели»), А. Пластов («Полдень»,
©E_lhf ª ©K_ghdhk ª <