cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 178 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»








«Мы – будущие железнодорожники»

Дополнительная общеразвивающая программа
для детей старшего дошкольного возраста














Кемерово
2017

Страница 2

2

УДК 37 3.2
ББК 74. 100
М94






Составители:
Елена Викторовна Павлова ,
Юлия Владимировна Черкашина







М94 Мы – будущие железнодорожники [Текст] : дополнительная общераз -
вивающая программа для детей старшего до школьного возраста / С ост.:
Е. В. Павлова, Ю. В. Черкашина . – Кемерово , 201 7. – 28 с.






Дополнительная общеразвивающая программа «Мы – будущие
железнодорожники» разработана для детей старшего дошкольного возраста.
Программа будет полезна воспи тателям дошкольных образовательных
учреждений, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.



ББК 74. 100




© ЧД ОУ « Детский сад № 178 открытого
акционерного общества "Российские железные
дороги "»

Страница 3

3

Содержание

Пояснит ельная записка ……………………………………… … … ….... .
Учебно -тематический план старшей группы …………………………. .
Учебно -тематический план подготовительной группы………… … …
Содержание пр ограммы старшей группы…………………… … ..… ….
Содержание программы подготовительной группы ……………….….
Плани руемые результаты ……………………………… ………… ….…
Диагностическ ий инструментарий …………………………………..…
Информационно -метод ическое обеспечение ……………………….…
Литература………………………………………………………………..

4
8
9
10
14
18
18
24
25



















Страница 4

4

Пояснительная записка

Федеральный государственный образов ательный стандарт дошкольного
образования ориентирует педагогов на разные направления деятельности в
работе с детьми , стимулирует к поиску и нновационных методов и приемов,
способствует разработке интересного содержания. Социально -
комму ни кативное развитие , которое пр извано решать ся данной программой,
направлено на воспитание уважения к родителям, стремления в своих
поступках следовать положительному примеру.
Детский сад №178 ОАО «РЖД» принадлежит открытому акционерному
обществу «Российские железные дорог и», и 98 % родителей работает на этом
предприятии. Поэтому, приобщение воспитанников к железнодорожному делу,
истории, культуре и традициям железнод ор ожного транспорта, формирование у
детей активного интерес а к железнодорожным профессиям легло в основу
разр аботки программы «Мы – юные железнодорожники ».
Цели программы : Воспитание положительного отношения и уважения к
профессии железнодорожника через формирование у детей знаний об
общественной значимости труда работников железной дороги , взаимосвязи и
взаимоза висимости различных видов труда железнодорожника с другими
профессиями.
Задачи:
Содействовать:
- овладению системными знаниями о труде людей в обществе на основе
ознакомления с разными видами труда железнодорожников , развитию
понимания общественной ценност и труда родителей и других взрослых ;
- профессиональной ориентации: обогащению развития и саморазвития
представлений о труде людей железнодорожной профессии ;
- формированию желания ребенка самому в будущем получить интересную и
нужную профессию, заняться с озидательным трудом на благо людей , своего
Отечества, своей семьи;
- развитию познавательного интереса к функционирова нию
железнодорожного транспорта;
- созданию условий для познания прошлого и настоящего железной дороги,
ее роли в современном обществе.
Пр инципы построения программы :
 принцип гуманизации - ведущи й принцип образования заключается в
ориентации педагога на личность ребенка;

Страница 5

5

 принцип развития - отражает взаимосвязь всех сторон личностного
развития ребенка, ориентирован на то, чтобы создать каждо му ребенку
условия, в которых личность могла бы реализовать себя;
 принцип единства воспитания, обучения и развития – программа
построена на основе обучения, которое носит развивающий характер, что
сп особствует, интеллектуальному и нравственному и развитию детей;
 принцип доступности – весь учебный материал, излагаемый педагогом,
понятен ребенку, соответствует его возрасту, уровню подготовки и
развития;
 принцип индивидуального подхода - педагог строит образовательну ю
деятельность на основе знаний об особенн остях развития каждого ребенка ;
 от простого к сложному - несмотря на одинаковые темы для старшей и
подготовительной группы , содержание материала дается с постепенным
усложнением ;
 принцип наглядности - привлечение различных наглядных средств в
процесс усвое ния дошкольниками знаний и формирования у них различных
умений и навыков .
Программа реализуется в нап равлениях согласно ФГОС ДО и носит
интегрированный характер:
- социально -коммуникативное развитие ;
- познавательное развитие;
- речевое развитие ;
- художе ственно -эстетическое развитие ;
- физическое развитие .
Реализация программы осуществляется в следующих видах деятельности:
- игровой (сюжетно -ролевые, подвижные, дидактические, театрализованные,
драматизации, словесные игры );
- коммуникативной (рассказ, бес еда, общение с родителями –
железнодорожниками) ;
- чтение художественной литературы ;
- познавательной (просмотр мультфильмов , развивающие задания,
упражнения) ;
- конструктивной (поделки из бумаги, природного матери ала, постройки из
настольного и напольного конструктора) ;
- изобразительной и музыкальной (аппликация, рисование , развлечения) .
Формы и режим деятельности:
Срок реализации программы – 2 год а.

Страница 6

6

Общее количество организованных видов деятельности с детьми старшего
дошкольного возраста – 72 часа .
1 раз в неделю в рамках совместных видов деятельности, по подгруппам, 1
раз в месяц - как часть совместной образовательной деятельности, каждая из
которых состоит из многофункциональных заданий, позволяющих решать
несколько задач.
В старшей группе продолжитель ность совместной образовательной
деятельности – не более 25 минут, в подготовительной к школе группе – не
более 30 минут.
Все занятия программы разделены на 5 блоков по тематическому принципу:
1. История развития Российских железных дорог .
2. Железнодорож ный транспорт (виды поездов, вагонов, спецтехника).
3. Профессии железнодорожной магистрали .
4. Железнодорожные здания (вокзалы, мосты, переезды, тоннели) .
5. Безопасность на железной дороге .
В учебный план включены (условно) теоретическая часть изучения т емы
(рассказ, сказание, просмотр видео презентаций, видеоклипов , мультфильмов
познавательного характера и т.д. ) и практическая (выполнение заданий в
«Рабочей тетради» , прикладная практическая деятельность: рисунки,
постройки, оформление проектов и т.д. )
У словия реализации программы
 Развивающая предметно -пространственная среда:
В ДОУ оформлен и систематизирован музей «История развития Российских
железных дорог», в каждой группе оформлены мини -музеи по
железнодорожной тематике, отвечающие возрастным особенн остям детей.
 Педагог, реализующий программу:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных
возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с
детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
- построение деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребѐнка и
учитывающего социальную ситуац ию его развития;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения
детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей;

Страница 7

7

- возможность выбора детьми материало в, видов активности, участников
совместной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей в сов местную
деятельность.
Программа будет полезна воспитателям дошкольных образовательных
учреждений, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты :
- дети знают о труд е людей в обществе, развито понимание общественной
ценности труда родителей и других взрослых ;
- сформировано желание детей самим в будущем получить интересную и
нужную профессию, заняться созидательным трудом на благо людей , своего
Отечества, своей семьи;
- созданы условия для познания прошлого и настоящего железной дор оги, ее
роли в современном обществе;
- дети имеют знания о функционировании железнодорожного транспорта.
Диагностический инструментарий для оценивания результатов
реализации программы
Для оценивания результатов освоения детьми программы используется
диагно стика. Основные методы исследования, исп ользуемые в процессе
диагностики – наблюдение, выполнение определенных заданий , анализ детских
работ и бес еда. В процессе дидактических игр, самостоятельной деятельности,
беседы определяется уровень освоения детьми п рограммного материала.
Критерии оценок от 1 до 3 баллов за каждое задание, где 3 балла получает
ребенок, самостоятельно выполнивший задание, 2 балла – с помощью
взрослого, 1 балл – не справился с заданием. По итогам диагностики баллы
суммируются.






Страница 8

8

У чебно -тематический план
старшей группы

№ Тема Количество занятий Всего,
часов теоретически
х
практических
1 История развития Российских
железных дорог
4 2 6
1.1 Конно -железная дорога 2 1 3
1.2 Царскосельская железная дорога 2 1 3
2 Железнодорожный транспорт
(виды поездов, вагонов,
спецтехника)
7 2 9
2.1 Виды и назначение первых
железнодорожных вагонов
3 3
2.2 Виды поездов 3 1 4
2.3 Спецтехника на железной дороге 1 1 2
3 Профессии железнодорожной
магистрали
2 3 5
3.1 Профессии людей на
железнод орожном транспорте
1 2 3
3.2 Железнодорожный форменный
костюм
1 1 2
4 Железнодорожные здания
(вокзалы, мосты, переезды,
тоннели)
5 2 7
4.1 Железнодорожные мосты и тоннели 3 1 4
4.2 Железнодорожные вокзалы 2 1 3
5 Безопасность на железной дороге 7 2 9
5.1 Правила поведения на
железнодорожном вокзале
2 2
5.2 Правила поведения в
железнодорожном транспорте
3 1 4
5.3 Символика и сигнализация на
железной дороге
2 1 3
Всего часов 25 11 36



Страница 9

9

Учебно -тематический план
подготовительной группы

№ Тема Кол ичество занятий Всего,
часов теоретически
х
практических
1 История развития Российских
железных дорог
4 1 5
1.1 Строительство Транссибирской
магистрали
2 1 3
1.2 Железная дорога в годы Великой
Отечественной войны
1 1 2
2 Железнодорожный транспорт
(в иды поездов, вагонов,
спецтехника)
8 8
2.1 Виды и назначение современных
железнодорожных вагонов
2 1 3
2.2 Виды железнодорожных
локомотивов
2 1 3
2.3 Спецтехника на железной дороге 2 2
3 Профессии железнодорожной
магистрали
6 3 9
3.1 Профессии людей на
железнодорожном транспорте
2 3 5
3.2 Железнодорожный форменный
костюм
1 1 2
3.3 Железнодорожные династии 2 2
4 Железнодорожные здания
(вокзалы, мосты, переезды,
тоннели)
4 1 5
4.1 Железнодорожные вокзалы и
станции
2 1 3
4.2 Железнодорожное депо 1 1
4.3 Сортировочный узел.
Сортировочная горка
1 1
5 Безопасность на железной дороге 6 3 9
5.2 Правила поведения в
железнодорожном транспорте
4 2 6
5.3 Символика и сигнализация на
железной дороге
1 2 3
Всего часов 28 8 36

Страница 10

10

Содержание программы
ста ршей группы

Тема: «Конно -железная дорога» (3 часа)
Рассказ о конке, или конно -железной дороге - городская рельсовая дорога,
по которой лошади тянули специальные вагончики. «Чугунка» - первое
название железной дороги, данное ей в России. Задание в рабочей тетради №1.
Чтение произведения Е. Пермяка «Как самовар запрягали». Задание в
рабочей тетради № 2.
Экскурсия в музей детского сада. Рассказ о строительстве железной дороги
на Руси, ее использовании в шахтах и рудниках. Знакомство с первыми
изобретателями п аровоза. Задани е в рабочей тетради № 3.

Тема: «Царскосельская железная дорога» (3 часа)
Знакомство детей со строительством Царскосельской железной дороги,
первыми пассажирами поезда. Почему люди называли железную дорогу
«увеселительной», а специалисты пон имали значение дороги для развития
страны. Задани е в рабочей тетради №4 .
Разучивание стихотворений по железнодорожной тематике. Чтение стихов
для детей младших групп. Задание в рабочей тетради №5 .
Экскурсия в музей «Красная горка». Знакомство с угольной
пр омышленностью Кузбасса, историей возникновения угольных
горнопромышленных предприятий и памятниками историко -культурного
наследия, находящиеся в своей естественной ландшафтной среде.

Тема: «Виды и назначение первых железнодорожных вагонов» (3 часа)
Знаком ство с вагонами первых поездов. Рассказ почему раньше люди
называли вагоны «дребезжалками», а сами в агоны делились на: «берлины»,
«дилижансы», «шарабаны», «вагоны». Задание в рабочей тетради № 6.
Чтение С. Маршака «Вот какой рассеянный». Задание в рабочей т етради
№7 .
Чтение произведения А. Лукьянова «Братцы -вагончики и скорый поезд»
(сказка про электричку). Задание в рабочей тетради №8 .

Страница 11

11

Тема: «Виды поездов» (4 часа)
Рассказать, что поезда делятся на грузовые и пассажирские. Пассажирские
поезда делятся на п оезда дальнего следования и пригородные поезда –
электрички. Они ездят на небольшие расстояния. Задание в рабочей тетради
№9,10 .
Просмотр мультфильма «Веселые паровозики из Чаггингтона» - «Жми на
тормоза». Задание в рабочей тетради №11 .
Конструирование из бросового материала «Товарного поезда».

Тема: «Спецтехника на железной дороге» (2 часа)
Рассказать о пожарном поезде, его составе и назначении. Расширить
представления детей о труде пожарных, их боевой экипировке, средствах связи.
Задание в рабочей тетр ади №12 .
Экскурсия в центр противопожарной пропаганды и общественных связей г.
Кемерово «Пожарный поезд». Знакомство с новейшими достижениями науки и
техники в области обеспечения пожарной безопасности. Увидеть в действии
работу макета пожарного поезда, ма кетов современных пожарных
автомобилей, противопожарного оборудования.

Тема: «Профессии людей на железнодорожном транспорте» (3 часа)
Знакомство с ведущими профессиями железнодорожного транспорта:
проводники и машинисты, работники вокзалов и станций. Зад ание в рабочей
тетради №24 .
Экскурсия на детскую железную дорогу г. Кемерово «Дорога детства».
Практическое изучение профессий железной дороги. Обобщить имеющиеся у
детей знания и представления о значимости и важности всех железнодорожных
профессий.
Спорти вные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».

Тема: «Железнодорожный форменный костюм» (2 часа)
Знакомство с введением первого железнодорожного форменного костюма,
формой военного времени и современной. Железнодорожная символика,
эмблема. Научить различать форму разных дорог.

Страница 12

12

Конкурс рисунков «В мире железнодорожных профессий». Учить
передавать в рисунке профессию людей, работающих на железной дороге.
Оформление выставки.

Тема: «Железнодорожные мосты и тоннели» (4 часа)
Знакомство с началом строит ельства в России железнодорожных мостов, их
значимостью и назначением.
Знакомство с понятием – тоннель. Рассказ о том, зачем и как прокладывают
тоннели, где был проложен первый. Виды тоннелей (подводные, наземные).
Просмотр мультфильма «Веселые паровозики из Чаггингтона» - «Коко и
тоннель».
Конструирование железнодорожного моста по образцу.

Тема: «Железнодорожные вокзалы» (3 часа)
Чтение произведения Б. Житкова «Что я видел» (гл. «Железная дорога»).
Просмотр мультфильма «Фиксики – железная дорога». Задание в рабочей
тетради №26 .
Экскурсия к зданию железнодорожного вокзала. Рассказать, что
путешествия людей начинается с железнодорожного вокзала, где есть
расписание на специальном световом табло. Если кто -то хочет поехать на
поезде, он идет на вокзал и покупа ет билет в билетной кассе. Купив билет,
можно подождать поезд в зале ожидания, а если поезд уже скоро отправляется
– выйти на перрон, или по -другому – платформа.

Тема: «Правила поведения на железнодорожном вокзале» (2 часа)
Познакомить с правилами безопас ного поведения на вокзале, перроне,
привокзальной площади. Учить действовать в чрезвычайных ситуациях, при
необходимости обращаться в медпункт, полицейский пункт, к диспетчеру, в
справочное бюро.
Чтение произведений серии книг «Даня Петров» «Все о правильн ом
поведении на железнодорожном транспорте».

Тема: «Правила поведения в железнодорожном транспорте» (4 часа)
Беседа с решением проблемных ситуаций «Быть примерным пассажиром
разрешается». Задание в рабочей тетради № 29

Страница 13

13

Сюжетно -дидактическая игра «Как вести себя в поезде».
Просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашкова».
Викторина «Железная дорога детям не игрушка».

Тема: «Символика и сигнализация на железной дороге» (3 часа)
Чтение Л. Гальперштейна «Шлагбаум». Задание в рабочей тетради № 33,34
Просмотр мультф ильма «Уроки тетушки Совы». «Метро и железная
дорога». Задание в рабочей тетради №35.
Экскурсия в учебный центр г. Кемерово. Познакомить с основными
железнодорожными сигналами, которые служат для обеспечения безопасности
движения, а также для четкой органи зации движения поездов. Рассказать, что
сигналы бывают видимые и звуковые. Показать работу железнодорожного
семафора, его разнообразие подаваемых сигналов машинисту.


















Страница 14

14

Содержание программы
подготовительной группы

Тема: «Строительство Транссибирской магистрали» (3 часа)
Рассказать, что у дорог, как и у людей, своя судьба, своя история,
героическая или трагическая. Западно -Сибирская железная дорога недавно
отметила свой 100 -летнй юбилей. Но еѐ история начинается гораздо раньше.
Целью строительства стало быстрое заселение этого края, разработка
естественных богатств, развитие промышленности и торговли, а сооружение
Транссибирской магистрали осуществлялось в суровых природно -
климатических условия х. Задание в рабочей тетради №13 .
Чтение произведения М. Улыбашева «От паровоза до сапсана». Задание в
рабочей тетради №14 .
Экскурсия в музей при отделении Западно -Сибирской железной дороги.
Познакомить со строительством великого сибирского пути – Транссиб ирской
магистрали, продолжавшееся десять лет в тяжелейших геологических и
климатических условиях, ставшее настоящим подвигом русских людей.

Тема: «Железная дорога в годы Великой Отечественной войны» (2 часа)
Рассказать о героическом вкладе железнодорожник ов в победу, о введении
военного графика движения поездов для обеспечения воинских перевозок,
тружениках тыла. Виды военных поездов для перевозки людей и груза. Задание
в рабочей тетради №15,16 .
Экскурсия в музей учебного центра детской железной дороги
«Же лезнодорожный транспорт». В музее -полигоне железнодорожной техники
показать отличие электровозов от тепловозов, вагоны военного времени, вагон -
платформу, вагон -цистерну.

Тема: «Виды и назначение современных железнодорожных вагонов» (3
часа)
Рассказать, чт о железнодорожные вагоны разные. В зависимости от
перевозимых грузов вагоны бывают: пассажирские и грузовые. Последние в
свою очередь подразделяются на вагоны для сыпучих грузов и жидкости
(цистерны). Грузовые вагоны также делятся на крытые и открытые.
Пас сажирские вагоны делятся на спальные (дальнего следования) и сидячие

Страница 15

15

(электрички), а спальные вагоны на: купейные и плацкартные. Задание в
рабочей тетради №17,18 .
Просмотр мультфильма «Веселые паровозики из Чаггингтона» - «Бедная
старина Пит». Задание в ра бочей тетради №19 .
Конструирование из бумаги «Пассажирский поезд».

Тема: «Виды железнодорожных локомотивов» (3 часа)
Рассказать о видах локомотивов: паровоз, тепловоз, электровоз. С помощью
чего движутся эти локомотивы, их преимуществах и недостатках для
окружающей среды и человека. Задание в рабочей тетради №20,21 .
Чтение произведения Геннадия Цыферова «Цилиндр паровозика». Задание в
рабочей тетради №22 .
Конкурс рисунков «Паровозик будущего».

Тема: «Спецтехника на железной дороге» (2 часа)
Познакомить с железнодорожной спецтехникой, необходимой для
строительства, ремонта и обслуживания железнодорожного полотна.
Путеизмерительная лаборатория, снегоуборочный поезд, шпалоподбивочная
машина, вагон -электростанция и т.д. Задание в рабочей тетради №23 .
Лепка «Снегоуборочный поезд».

Тема: «Профессии людей на железнодорожном транспорте» (5 часов)
Знакомство с ведущими профессиями железнодорожного транспорта:
путейцы, электрификаторы, связисты, диспетчера, ремонтники подвижного
состава. Задание в рабо чей тетради №25 .
Чтение прои зведения Джанни Родари «Будка №26 » Глава из сказочной
повести «Путешествие Голубой Стрелы».
Спортивные соревнования «Папа, мама, я – железнодорожная семья».
Выставка детских рисунков «Мои родители железнодорожники».

Тема: «Желе знодорожный форменный костюм» (2 часа)
Знакомство с введением первого железнодорожного форменного костюма,
формой военного времени и современной. Железнодорожная символика,
эмблема. Научить различать форму разных дорог.

Страница 16

16

Конкурс рисунков «История железнодор ожного форменного костюма».
Учить передавать в рисунке профессию людей, работающих на железной
дороге. Оформление выставки.

Тема: «Железнодорожные династии» (2 часа)
Учить составлять схему трудовых династий. На основе ранее полученных
знаний учить составл ять связные рассказы о людях, их трудовых подвигах.
Воспитывать чувство уважения к людям труда, работающим на
железнодорожном транспорте .

Тема: «Железнодорожные вокзалы и станции» (3 час)
Познакомить детей с назначением железнодорожных современных вокзало в
и вокзалов прошлого времени, что находилось на привокзальной площади, чем
люди занимались, ожидая прибытия поезда. Задание в рабочей тетради №27 .
Просмотр мультфильма «Голубая стрела». Задание в рабочей тетради №28 .
Экскурсия на привокзальную площадь. Уч ить детей составлять рассказ об
увиденном на экскурсии. Закрепить знания детей о работе железнодорожников.
Развивать интерес к профессиям железнодорожников.

Тема: «Железнодорожное депо» (1 часа)
Знакомство с понятием депо – здание, в которое по железнодор ожным
путям направляются вагоны и локомотивы для отдыха, если им не нужно ехать
в другие города, или встают на ремонт, если что -то неисправно. Задание в
рабочей тетради №30,3 1.

Тема: «Сортировочный узел. Сортировочная горка» (1час)
Знакомство с назначение м сортировочной горки как устройства для
формирования и расформирования составов из грузовых вагонов. Благодаря
уклону железнодорожных путей сортировочной горки можно использовать
силу тяжести вагонов для самостоятельного их движения на разветвляющиеся
пут и сортировочного узла. Задание в рабочей тетради № 32 .

Тема: «Правила поведения в железнодорожном транспорте» (6 часов)
Чтение произведения Е.Семенова «Я на поезде поеду».

Страница 17

17

Познакомить с правилами поведения около железнодорожного полотна,
железнодорожного п ереезда
Познакомить с правилами поведения на привокзальной площади, правилами
поведения на проезжей части дороги.
Чтение произведения С. Маршака «Багаж». Расширить представления детей
о железнодорожном транспорте: в поездах люди путешествуют, ездят из одно го
города в другой, перевозят багаж. Познакомить, для чего на вокзале имеется
камера хранения, какие вещи туда можно сдавать и как это сделать. Рассказать,
как перевозят крупный багаж в специальных вагонах, для чего имеется в вагоне
багажное место, что так ое ручная кладь.
КВН «Мы – будущие железнодорожники».
Рисование «Правила поведения в поезде». Учить передавать в рисунке одно
из правил безопасного поведения.

Тема: «Символика и сигнализация на железной дороге» (3 часа)
Рассказать о значении сигналов све тофора и семафора, чем они отличаются.
Познакомить с видами сигналов, которые делятся на пригласительные,
переносные (щиты), звуковые и сигналы тревоги. Задание в рабочей тетради
№ 36, 37 .
Спортивное соревнование «Юные железнодорожники».
Конструирование желе знодорожного семафора из бумаги.








Страница 18

18

Планируемые результаты

Дети с высоким уровнем знаний могут рассказать о первом паровозе и его
создателе, отличительных особенностях разных видов локомотивов, поездов ,
спецтехники . Знают назначение и виды вагонов к ак грузовых, так и
пассажирских. Называют профессии , встречающиеся на железнодорожном
транспорте и обязанности людей данных профессий. Могут рассказать о роде
профессиональной деятельности своих родителей. Имеют навыки безопасного
поведения в близи железнод орожных объектов, знают и соблюдают правила
поведения в транспорте. В ыделяют железнодорожную символику из других
дорожных знаков и знают ее обозначение.
Дети со средним уровнем знают о железнодорожном транспорте, как об
одном из средств передвижения . Знают и называют разные виды локомотивов,
поездов, но не называют отличительные особенности. Из спецтехники
выделяют только пожарный поезд. Вагоны разделяют на грузовые и
пассажирские. Называют несколько профессий, преимущественно
встречающихся в поезде. Знают и соблюдают правила поведения в транспорте
Дети с низким уровнем знаний классифицируют транспорт на водный,
воздушный и наземный. Среди представленных транспортных средств
выделяют железнодорожный. Классифицируют поезда на грузовые и
пассажирские. Называю т 1 -2 профессии на железнодорожном транспорте.
Знают и соблюдают правила поведения в транспорте.

Диагностический инструментарий

Диагностика уровней освоения программы
старшей группы

Что
изучается
Дидактические
игры, упражнения,
вопросы
Содержание
диагн остического задания
Критерии оценки
История
развития
Российски
х
железных
дорог
Материал: картинка с
изображением конно -
железной дороги







Материал: картинка с
изображением
Ребенку предлагается ответить
на вопросы:
 Что такое «конка»?
 Кто изобрел первый паровоз в
России?
 Почему первую железную
дорогу называли «чугункой»?
 Кто управлял паровозом?


Ребенку предлагается ответить
на вопросы:
3 балла – ребенок
самостоятельно
отвечает на вопросы.
2 балла – ребенок
отвечает на вопросы с
помощью взрослого.
1 балл – ребенок
отвечает на 1 -2 вопроса
с помощью взрослого

3 балла – ребенок
самостоятельно

Страница 19

19

Царскосельской
железной дороги





 Как называлась дорога от
Царского села до Павловска?
 Кто занимался
строительством
железнодорожного полотна?
 Для чего нужна была
железная дорога в России?
отвечает на вопросы.
2 балла – ребенок
отвечает на вопросы с
помощью взрослого.
1 балл – ребенок
отвечает на 1 -2 вопроса
с помощью взрослого
Железнодо
рожный
транспорт














Дидактическая игра
«Составь поезд»
Материал: карти нки с
изображением
грузовых и
пассажирских
вагонов, картинка
вагона -ресторана














Материал: картинка с
изображением
пожарного поезда
Ребенку предлагается ответить
на вопросы:
 Как называются вагоны для
перевозки груза, людей?
Почему раньше люди
на зывали вагоны
«дребезжалками»?
 Чем отличается пассажирский
купейный вагон от
пассажирского плацкартного
вагона?
 Как называется вагон для
перевозки жидкого груза?

Ребенку предлагается составить
два поезда: грузовой и
пассажирский








Ребенку предлагает ся
ответить на вопросы:
 Как называются пригородные
поезда?
 Чем отличается вагон
пригородного поезда от
вагона поезда дальнего
следования?



Ребенку предлагается
рассмотреть картинку с
изображение пожарного поезда
и ответить на вопросы:
 Для чего нужен пожа рный
поезд?
 Из чего состоит пожарный
поезд?
3 балла – ребенок
самостоятельно
отвечает на вопросы.
2 балла – ребенок
отвечает на вопросы с
помощью взрослого.
1 балл – ребенок
отвечает на 1 -2 вопроса
с помощью взрослого





3 балла – ребенок
самостоятельно
справляется с заданием.
2 балла – ребенок
допускает 1 -2 ошибки
при выполнении
задания.
1 балл – ребенок не
справляется с заданием




3 балла – ребенок
самостоятельно
отвечает на вопросы.
2 балла – ребенок
отвечает на вопросы с
помощью взрослого.
1 балл – ребенок не
справляется с заданием

3 балла – ребенок
самостоятельно
отвечает на вопросы.
2 балла – ребенок
отвечает на 1 -2вопроса.
1 балл – ребенок не
справляется с заданием

Страница 20

20

 Как называется профессия
человека, занимающегося
тушением пожара?

Профессии
жел езнодо
рожной
магистрал
и
Дидактическое
упражнение:
«Профессии и
инструменты»
Материал: картинки с
изображением
железнодорожного
билета, семафора,
флажков красного и
желтого цветов,
наручников,
кастрюли, шприца.
Картинки с
изображением
проводника,
машиниста , кассира,
врача, полицейского,
повара



Ребенку предлагается
выполнить задание: «Подбери
инструменты для людей
определенной профессии»

















Ребенку предлагается ответить
на вопросы:
 Когда появилась в России
первая железная дорога, какая
форма была у машиниста и
почему?
 Какой была форма после
Великой Отечественной
войны?
 Что изображено на
железнодорожной эмблеме и
что это обозначает?
 Для чего нужны пагоны в
современном
железнодорожном костюме?

3 балла – ребенок
самостоятельно
справляется с зад анием.
2 балла – ребенок
допускает 1 -2 ошибки
при выполнении
задания.
1 балл – ребенок не
справляется с заданием












3 балла – ребенок
самостоятельно
отвечает на вопросы.
2 балла – ребенок
отвечает на 2 -3вопроса.
1 балл – ребенок не
справляется с з аданием

Железнодо
рожные
здания
Ребенку предлагается ответить
на вопросы:
 Как проверяли надежность
первых железнодорожных
мостов?
 Какие бывают
железнодорожные мосты?
 Какие бывают туннели?
 Что находится в здании
железнодорожного вокзала?
3 балла – ребенок
самостоятельно
отвечает на вопросы.
2 балла – ребенок
отвечает на 3 -4вопроса.
1 балл – ребенок
отвечает на 1 -2 вопроса

Страница 21

21

 Как называется ме сто, где
пассажиры ожидают
прибытие поезда?
Безопаснос
ть на
железной
дороге
Дидактическое
упражнение?
«Продолжи
предло жение»
Ребенку предлагается
продолжить предложения:
 На вокзале нельзя играть в
шумные игры, потому что…
 Если ты потерялся, то…
 Из вагона можно выходить
только после полной
остановки поезда, потому
что…
 Если на ходу поезда
высовывать голову из окна,
то…
 В п одвижные игры можно
играть…

Ребенку предлагается ответить
на вопросы:
 Какие виды
железнодорожных сигналов
существуют?
 Для кого подает сигнал
семафор?
 Что означает, когда
проводник поднимает
желтый (красный) флажок?
3 балла – ребенок
самостоятельно
отвечае т на вопросы.
2 балла – ребенок
отвечает на 3 -4вопроса.
1 балл – ребенок
отвечает на 1 -2 вопроса









3 балла – ребенок
самостоятельно
отвечает на вопросы.
2 балла – ребенок
отвечает на 1 -2вопроса.
1 балл – ребенок не
справляется с заданием



Высокий уровень – 27 -33 баллов
Средний уровень – 19 -26 баллов
Низкий уровень – 11 -18 баллов
Диагностика уровней освоения программы
подготовительной группы

Что
изучается
Дидактические
игры, упражнения,
вопросы
Содержание
диагностического задания
Крит ерии оценки
История
развития
Российски
х
железных
дорог
Материал: картинка с
изображением
строительства
Транссибирской
магистрали, картинка
с изображением
военного состава
времен Великой
Отечественной войны


Ребенку предлагается ответить
на вопросы:
 Для ч его необходимо было
строительство
Транссибирской магистрали?
 Кто занимался
строительством?
 Какие инструменты
использовали в работе
строители железнодорожного
полотна?
3 балла – ребенок
самостоятельно
отвечает на вопросы.
2 балла – ребенок
самостоятельно
отвечает на 3-4
вопроса.
1 балл – ребенок
самостоятельно
отвечает на 1 -2
вопроса.

Страница 22

22

 Какие трудности испытывали
люди, занимающиеся
строительством железной
дороги? (географиче ские,
климатические)
 Какую помощь оказала
железная дорога и
железнодорожники в годы
Великой Отечественной
войны?
 Какие виды военных вагонов
были в то время?

Железнодо
рожный
транспорт
Дидактическая игра:
«Разложи груз в
вагоны»
Материал: картинки
грузовых вагонов
(платформа, крытый
вагон, открытый
вагон, цистерна).
Картинки с
изображением г руза
(бензин, песок, уголь,
бревна, игрушки,
мебель и т.д.)








Материал: Картинки с
изображением
путеизмерительной
лабораторией,
снегоуборочного
поезда,
шпалоподбивочной
машиной, вагоном -
электростанцией
Ребенку предлагается решить
проблемную ситуацию:
«Необходимо загрузить вагоны
для перевозки груза»










Ребенку предлагается ответить
на вопросы:
 С помощью чего движется
паровоз, тепловоз,
электровоз?
 Кто управляет поездом?

Ребенку предлагается найти
картинку с изображением
путеизмерительной
лабор аторией, снегоуборочного
поезда, шпалоподбивочной
машиной, вагоном -
электростанцией и объяснить
для чего используется данная
техника
3 балла – ребенок
самостоятельно
справляется с заданием.
2 балла – ребенок
допускает 1 -2 ошибки
при выполнении
задания.
1 ба лл – ребенок не
справляется с заданием





3 балла – ребенок
самостоятельно
отвечает на вопросы.
2 балла – ребенок
отвечает на вопросы с
помощью взрослого.
1 балл – ребенок не
справляется с заданием
3 балла – ребенок
самостоятельно
справляется с заданием.
2 балла – ребенок
допускает 1 -2 ошибки
при выполнении
задания.
1 балл – ребенок не
справляется с заданием
Профессии
железнодо
рожной
магистрал
и
Материал: картинки с
изображением
профессий путейца,
электрификатора,
связиста, диспетчера,
ремонтника
подвижно го состава

Ребенку предлагается найти
картинку с изображением
нужной профессии и об ъяснить,
чем занимаются люди данной
профессии: путейцы,
электрификаторы, связисты,
диспетчера, ремонтники
подвижного состава
3 балла – ребенок
самостоятельно
справляется с заданием.
2 балла – ребенок
выполняет задание с
помощью взрослого
1 балл – ребенок не
справляется с заданием

Страница 23

23


Дидактическая игра
«История
железнодорожного
форменного костюма»
Материал: картинки с
изображением людей
в железнодорожных
костюмах 1861г.,
1917г., 1941г., 1954г.,
2014г.

Ребенку предлагается выложить
ряд как со временем
видоизменялся
железнодорожный форменный
костюм


3 балла – ребенок
самостоятельно
справляется с заданием.
2 балла – ребенок
допускает 1 -2 ошибки
при выполнении
задания.
1 балл – ре бенок не
справляется с заданием

Железнодо
рожные
здания
Ребенку предлагается ответить
на вопросы:
 Для чего нужны
железнодорожные вокзалы?
 Что раньше находилось на
вокзалах и чем люди
занимались в ожидании
поезда?
 Что находится в
современном здании
железн одорожного вокзала?
 Что такое депо? Для чего
оно находится вблизи
вокзала?
 Как называется устройство
для формирования и
расформирования составов?
3 балла – ребенок
самостоятельно
отвечает на вопросы.
2 балла – ребенок
отвечает на 3 -4вопроса.
1 балл – ребен ок
отвечает на 1 -2 вопроса


Безопаснос
ть на
железной
дороге
Дидактическое
упражнение «Правила
безопасности»
Материал: картинки с
изображением правил
безопасного
поведения около
железнодорожного
полотна
Ребенку предлагается
объяснить правило поведения
по выбранной картинке




Ребенку предлагается ответить
на вопросы:
 Как называются знаки,
подаваемые машинистом?
 Как называются знаки, в
форме щита прямоугольной
формы?
 Какие сигналы тревоги
знаешь?
 Чем отличается светофор от
семафора?
3 балла – ребенок
самос тоятельно
справляется с заданием.
2 балла – ребенок
допускает 1 -2 ошибки
при выполнении
задания.
1 балл – ребенок не
справляется с заданием
3 балла – ребенок
самостоятельно
отвечает на вопросы.
2 балла – ребенок
отвечает на 1 -2
вопроса.
1 балл – ребенок не
справляется с заданием

Высокий уровень – 22 -27 баллов
Средний уровень – 15 -21 баллов
Низкий уровень – 9-14 баллов

Страница 24

24

Информационно -методическое обеспечение

 Рабоча я тетрадь для детей;
 мет одические рекомендации с конспектами занятий для педагого в;
 сборник стихов по железнодорожной тематике;
 хрестомати я произведений о железнодорожном транспорте;
 картотека загадок;
 демонстрационный материал по ознакомлению детей с железной дорогой
(фотографии и иллюстрации по темам: история паровозостроения,
железн одорожная спецтехника, виды и назначения поездов, профессии,
железнодорожный форменный костюм, символика и сигнализация на
дороге, правила безопасного поведения у железнодорожных объектов,
правила поведения в транспорте, правила поведения на улице ;
 альбом «Железнодорожные династии»;
 видеофильмы : «История развития железных дорог в России», «Уроки
тетушки совы» ( по правилам поведения вблизи железнодорожных
объектов ), «Веселые паровозики из Чаггингтона» , «Фиксики – железная
дорога» , «Паровозик из Ромашково», «Голубая стрела» ;
 тематические видео -презентации : «От паровоза до сапсана», «Как
«самовар» запрягали», «Конно -железная дорога», «Железная дорога в годы
ВОВ», «История железнодорожного форменного костюма» ;
 музей «История создания и развития железной дороги в России» ;
 атрибуты для сюжетно -ролевой игры «Железная дорога» : напольный
мягкий конструктор, форма машиниста и проводника, форма для
медицинской сест ры, форма для работника буфета , касса, билеты, жетоны,
красный и желтый флажки, сигнальная дудка, детская посуда, муляжи
овощей и фруктов, сумки, куклы.
 дидактические игры «Профессии», «Транспорт», «Правила безопасного
поведения»;
 макеты грузовых и пассажирских поездов ;
 макет железнодорожной станции с пешеходным переходом и переездом для
автотранспорта;
 макет железнодорожного депо;
ТСО:
 телевизор;
 проектор;
 компьютер;
 экран;
 магнитофон.



Страница 25

25

Литература

1. Авдеев, О.Т. Петербург – Московская (Николаевская) железная дорога
[Текст] / О. Т. Авдеев . – Москва, 2005. – 120 с.
2. Авдеев , О. Т. Царскосельская железная дорога [Текст] / О. Т. Авдеев . –
Москва, 2006. - 172 с.
3. Андреев , Н. И. Как челове к поехал по железной дороге [Текст] / Н. И.
Андреев . - М. : Издательство «Художник РСФСР», 1984.
4. Блохина , Е. В., Якунина , Т. В. Программа «Железнодорожные традиции в
воспитании д ошкольников» [Текст] / Е. В. Блохина , Т. В. Якунина – М. :
ООО «Пиар -Пресс», 2009.
5. Васина , Л. И. Царскосельская железная дорога в творчестве детей 21
века [Текст] : альбом / автор идеи и проекта альбома Л. И. Васина. -
Москва, 2011
6. Книга дл я больших и малых о том, как можно и нельзя вести себя на
шпалах [Текст] . – Иркутск, ВСЖД – филиал ОАО «РЖД».
7. Ковардакова , М. А. Дошкольник и мир профессий: Железная дорога:
Программа и методические рекомендации [Текст] / М. А. Ковардакова,
И. Ю. Стеклова, М. Г. Тимиреева, С. В. Королѐва, И. П. Никитина. – М.:
АРКТИ, 2010.
8. Меремьянина , О. Р. и др. Становление нравственной культуры
дошкольников в процессе ознакомления с профессией родителей –
работни ков железнодорожного тра нспорта [Текст] : методические
рекомендации / О. Р. Меремьянина, О. В. Кириченко , Н. Б. Шулепова –
Барнаул, 2010 .
9. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа
дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2015. -
368 с.
10. Паровозы -памятники [Текст] : набор открыток. - М.: «Изобрази тельное
искусство», 2012.
11. Развивающие задания для малышей (с использованием материала по
ознакомлени ю детей с железной дорогой) [Текст] . - М.: Транспортная
книга, 2008.
12. Сташкова , Т. Н., Шеболдина , Л.Н. Мы - будущие железнодорожники.
Конспекты занятий и сюжетно -ролевые игры с детьми в ДОУ [Текст] /
Т. Н. Сташкова , Л. Н. Шеболди на - М.: Издательство «Гном и Д»,
2007.

Страница 26

26

13. Творчество юных – будущее магистралей [Текст] : альбом . Международная
выставка технического творчества юных железнодорожников. – ОАО
«РЖД», 2007.
14. Шеболдина , Л. Н., С ташкова , Т. Н. Железная дорога [Те кст] / Л. Н.
Шеболдина, Т. Н. Сташкова – М.: Транспортная книга, 2008.

































Страница 27

27


ДЛЯ ЗАМЕТОК




































Страница 28

28










жщтэж