cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1





Программа
кружка физической направленности
«Обучение дошкольников игры в футбол»
для детей 4 -7 лет














Страница 2

Ключевой формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом
деятельности является игра. Футбол – всеми любимая и доступная для любого
возраста игра, для организации и проведения которой, необходим минимальный
набор спортивного инвентаря и оборудования. В то же время футбол – мощное
средство продвижения и популяризации физической культуры и спорта. Научные
исследования игровой деят ельности подчеркивают ее уникальные возможности не
только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для
развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования
умения ориентироваться в окружающей действительности.
Основываясь на динамике развития игры в последние десятилетия – футбол стал
наиболее востребованной игрой. В нем увеличилось число игровых эпизодов,
возросла эффективность групповых действий в каждом игровом эпизоде и
одновременно - эффективность индивидуа льной игры. Это приводит к тому, что
физическая подготовленность детей повышается, развиваются такие качества, как
быстрота реагирования и принятия решений в условиях дефицита времени,
быстрота передвижения по полю, координация движений. Развивать эти каче ства и
способности нужно начинать уже в дошкольном возрасте.
Обучение технике игры в футбол в возрасте 6 -7 лет - основная задача
подготовки будущих футболистов. Прежде чем хорошо играть, нужно освоить
технические приемы, научиться соединять разные приемы в связки и комбинации,
необходимые для решения задач каждого игрового эпизода.
В этой программе учтены:
- взаимосвязь различных сторон учебно -тренировочного процесса, которая
обеспечивает его системность и комплексность;
- приоритет в освоении техники ма ленького футбола и в обучении умениям
эффективно применять технические приемы в играх на всех этапах подготовки;
- возрастные и индивидуальные особенности дошкольников.
Концепция программы
В процессе занятий футболом у детей 4 -7 лет формируются многие
психофизиологические процессы. Именно в этот период достигается развитие
быстроты, ловкости, координация движения (развивается двигательная память)
закладываются основы техники и тактики, формируется спортивный характер.
Актуальность
Тренер на основе педа гогических наблюдений, бесед, контрольных
испытаний (тестирований) выявляет потенциальные возможности занимающихся
дошкольников. В этот период определяются устойчивость спортивных интересов

Страница 3

ребят, их инициативность, способность к ориентировке, взаимодейств ию,
концентрации внимания в процессе обучения.
Цель программы:
достижение оптимальной двигательной активности с учетом интеграции
образовательных областей, направленных на охрану и укрепление физического и
психологического здоровья дошкольников.
Реализа ции этой цели будет способствовать решение следующих задач:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение
функциональных возможностей организма дошкольников;
- формирование у детей интереса к занятиям физической культурой с элеме нтами
футбола;
- гармоничное физическое развитие через организацию занятий с
использованием приемов (элементов) техники владения мячом в футболе;
- применение интеграции образовательных областей, направленных на
оптимальную двигательную активность дошкольн иков.
Возраст детей:
Возраст детей участвующих в реализации данной программы - 4-7лет. Это
определяется значительным ростом физических возможностей, изменением
психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками «взрослости»
желанием проявить свою индивидуальность и спортивные способности.
Организация занятий по футболу
В занятиях по футболу участвуют 10 -12 детей, занятие проводятся 2 раза в
неделю. Дни занятий выбирают в зависимости от интенсивной нагрузки, в
соответствии с расписанием основных занятий. Продолжительность занятий 30
минут. Гибкая форма организации занятий по футболу позволяет учитывать
индивидуальные особенности детей, желание, состояние здоровья, уровень
овладения навыками нахождение на определенном этапе реализации и другие
возможные факторы.
Ожидаемые результаты
Дети овладеют:
- Техникой передвижения бегом спиной, с крестным и приставным шагом.
- Техникой работы с мячом - чеканкой.
- Техникой ударов по мячу ногой: внутренней, внешней стороной стопы по
неподвижному и кат ящемуся мечу.

Страница 4

- Техникой ударов по мячу на дальность и точность.
- Остановкой и ведением мяча.
- Обманными движениями (финтами).
- Отбором мяча.
Работа с родителями
С целью оптимизации и повышения эффективности педагогического процесса
целесообразным представляется взаимодействия педагога с родителями
обучающихся детей. Используются следующие формы роботы с родителями:
1. Беседы (индивидуальные и групповые) получение необходимой
информации о ребенке, его семье; о существующих проблем ребенка о требова ниях,
предъявляемых к детям на занятиях; о технике выполнения детьми упражнений,
количестве получаемой нагрузки.
2. Родительские собрания - решение актуальных вопросов и проблем,
связанных с организацией занятий, формами их проведения; результаты и
достиж ения детей за определенный срок.
3. Сопровождение детей на экскурсиях, различных поездках, а также во
время проведения товарищеских матчей. Содержание программ начальной
подготовки должно исходить из приоритета обучения технике футбола. На этих
этапах мал ьчики должны изучать технику игровых приемов.
Учебный план
(изучение техники игровых приемов)
№ п/п Игровые приемы Количество
занятий
1. Ведение мяча 4
2. Жонглирование мячом 4
3. Прием (остановка) мяча 4
4. Передача мяча 4
5. Удары по мячу 6
6. Удары после приема мяча 5
7. Удары в затрудненных условиях 4
8. Удары в упражнениях, моделирующих
фрагменты игры 8
9. Удары в реальной игре 9
10. Обводка соперника (без борьбы или в
борьбе) 6
11. Отбор мяча у соперника 5
12. Вбрасывание мяча из аута 5
Итого: 64

Страница 5

Тематическое планирование изучения техники игровых приемов на учебный
год (с октября по май). Ведение мяча:
- внутренней и внешней сторонами подъема;
- с разной скоростью и с мгновенной сменой направлений;
- с обводкой стоек;
- с применением обманных движений;
- с последующим ударом в цель;
- после остановок разными способами.
Жонглирование мячом:
- одной ногой (стопой);
- двумя ногами (стопами);
- двумя ногами (бедрами);
- с чередован ием «стопа - бедро» одной ногой;
- с чередованием «стопа - бедро» двумя ногами;
- головой;
- с чередованием «стопа - бедро - голова».
Прием (остановка) мяча:
- катящегося по игровому полю с разной скоростью и под разными углами по
отношению к игроку - подошвой и разными частями стопы;
- летящего по воздуху - стопой, бедром, грудью и головой.
Передачи мяча:
- короткие, средние и длинные;
- выполняемые разными частями стопы;
- головой;
- если передача мяча делается ногой, то мяч перед ударом может быть:
а) неподвижен;
б) мяч движется по игровому полю или по воздуху с разной скоростью, и
игрок вначале останавливает его, а потом делает передачу.
Удары по мячу:
Удары по неподвижному мячу:
- после прямолинейного бега;
- после зигзагообразного бега;
- после зигзагообразного бега (стойки, барьеры);
- после имитации сопротивления партнера;
- после реального сопротивления партнера (игра 1x1).
Удары по движущемуся мячу:
- прямолинейное ведение и удар;
- обводка стоек и удар;
- обводка партнер а и удар.
Удары после приема мяча:
- после коротких, средних и длинных передач мяча;

Страница 6

- после игры в стенку (короткую и длинную).
Удары в упражнениях, моделирующих фрагменты игры.
Удары в реальной игре:
- завершение игровых эпизодов;
- штрафные и угловые удары.
Обводка соперника (без борьбы или в борьбе).
Отбор мяча у соперника.
Вбрасывание мяча из аута.
Техника передвижений в игре. Она включает в себя обычный бег, бег спиной вперед,
бег скрестными и приставными шагами, бег с изменением направл ения и
скорости. Прыжки: вверх, вверх -вперед, вверх - в стороны. Прыжки, отталкиваясь
двумя ногами с места и одной ногой с места и с разбега. Повороты переступанием и
в прыжке, на месте и в движении. Остановки, остановки с последующим рывком в
разных напра влениях.
Обучение техническим приемам необходимо начинать в простых
упражнениях, но обязательно дополнять их игрой в футбол.
Схема тренировочного занятия:
В первой части тренировки дети осваивают технику остановки летящего
мяча. Для этого юные футболист ы работают в парах, попеременно посылая мяч друг
другу верхом и останавливая его.
Во второй части тренировки дети играют, но игра строится так, чтобы в ней
было как можно больше моментов, в которых бы приходилось останавливать
летящий мяч.
Для правильного представления «чему учить и как учить» необходимо
сосредоточить внимание на основных деталях каждого технического приема и
особенно – на положении бьющей и опорной ног.
Описание технических приемов, выполнение которых в тренировочных
занятиях положительно сказывается на изменении уровня тактикотехнических
умений и специальной физической подготовленности.
Элементарные движения при обучении отдельным элементам техники
владения мячом
• Перекатывание мяча подошвой в движении, поочередно о беими ногами;
далее - катить мяч подъемом и тянуть мяч назад подошвой, поочередно правой и
левой ногой.
• Перекатывание мяча то влево, то вправо с остановкой его поочередно
внутренней и: внешней сторонами стопы. Упражнение выполняется поочередно
правой и л евой ногой.
• Перекатывание мяча назад и вперед как подошвой, так и подъемом,
поочередно меняя ноги.
• Перевод мяча от одной стопы к другой, двигаясь при этом по прямой
линии.

Страница 7

• Перемещение мяча назад подошвой, затем вперед подъемом, остановка
мяча подошвой той же стопы, заступает за него, поворот и ведение его подъемом
той же стопы в другом направлении. В этом задании обращать внимание на качество
выполнения каждого элемента и скорость перехода от одного элемента к другому.
• «Увод» мяча от соперник а внешней стороной стопы. После этого - смена
направление движения и «увод» мяча внутренней стороной стопы.
• Игроки выполняют эти же самые игровые приемы, но в зигзагообразных
перемещениях. В этом случае они учатся сочетать «увод» мяча от соперника с
одно временным изменением направления и скорости перемещений.
• Ведение мяча правой и левой ногой. Вначале - внутренней стороной
подъема правой и левой ноги. Потом - внешней стороной подъема как правой, так и
левой ноги.
• Удары по маленьким воротам низом внутр енней стороной подъема. Для
выполнения этого упражнения каждому футболисту на поле ставят сделанные из
стоек (конусов, маркеров и т.п.) индивидуальные ворота шириной в 1. м. Дистанция
удара -5 м, акцент на самые существенные моменты: как подойти (подбежать ) к
мячу, куда и как ставить опорную ногу, что в этот момент должно происходить с
бьющей ногой и т.д.
• Движение вперед: поворот мяча носком одной стопы по направлению к
другой стопе. После нескольких повторений - продолжение упражнения, только
движение мяча вперед осуществляется внутренней частью подъема.
Упражнения по освоению техники ведения мяча
В основе техники ведения мяча лежат легкие удары по мячу разными
частями стопы. Именно поэтому оба технических приема изучаются вместе.
• Дети движутся по б ольшому треугольнику или четырехугольнику. Они
должны катить мяч перед собой внутренней стороной подъема одной ноги и
останавливать его стопой другой ноги. При выполнении этого упражнения тренер
оценивает расстояние, на которое мяч отлетает от футболиста п осле удара (толчка)
внутренней стороной подъема. Он объясняет детям, что это расстояние должно быть
таким, чтобы игрок постоянно контролировал мяч и мог укрыть его от соперника.
• Футболисты продолжают движение по треугольнику или четырехугольнику, но
тепе рь они поочередно меняют стопы: ведут мяч внутренней
стороной подъема правой ноги - останавливают его стопой левой ноги. Затем ведут
мяч внутренней стороной подъема левой ноги - останавливают его стопой правой
ноги и т.д.
• Эстафета «ведение мяча с обводк ой конусов (стоек)», дистанция - от 5 до 10
м, тренер формирует группы из 4 -5 футболистов, продолжительность задания - 5
мин. Число групп должно быть таким, чтобы не было длительного простоя.
• Игроки вначале уводят мяч от соперника внешней стороной стопы. После
этого они меняют направление движения, делают то же самое внутренней стороной
подъема.

Страница 8

• Игроки выполняют эти же самые игровые приемы, но в зигзагообразных
перемещениях. В этом случае они учатся сочетать «увод» мяча от соперника с
одновременным изме нением направления и скорости перемещений.
• Покатить мяч вперед подъемом и тянуть мяч назад подошвой, поочередно
правой и левой ногой.
• Ведение мяча по зигзагообразной линии с использованием передней части
подошвы для поворота мяча в нужном направлении.
• То же упражнение, но игрок ведет мяч, быстро передавая его от одной
стопы к другой.
• Ведение мяча с обводкой 4 -5 стоек, расставленных на прямой линии и
зигзагообразно.
• Изучение связки «ведение - обводка - ведение». Футболист по сигналу
тренера веде т мяч внутренней стороной подъема; потом обводит стойки (конусы);
поворачивается и ведет мяч в конец своей колонны. Упражнение выполняется
поочередно правой и левой ногой.
• Изучение связки «ведение - обводка - удар по воротам». Футболист по
сигналу трене ра ведет мяч внутренней стороной подъема; потом обводит стойки
(конусы); делает небольшое ускорение (3 -5 м) перед ударом; наносит удар по
воротам. Упражнение выполняется поочередно правой и левой ногой.
• Ведение мяча в ходьбе попеременно то правой, то лев ой ногой. То же, но в
легком беге, ведение попеременно то правой, то левой ногой.
• Ведение мяча правой ногой с последующим ударом по мячу в маленькие
ворота; то же, но левой ногой; то же, но попеременно то правой, то левой ногой.
• Ведение мяча внутри цен трального круга разными сторонами стопы. Для
того чтобы не столкнуться с партнерами, необходимо почаще двигаться с поднятой
головой. По мере освоения, усложнение задания: обмен мяча с партнером.
• Ведение мяча по прямой линии, попеременно внутренней и внеш ней
сторонами подъема, на дистанции 8 -10 м, с последующим ударом по воротам (их
размер - высота 2 м, ширина 3 -5 м). Удар наносится ранее изученными способами,
которые назовет тренер.
• Ведение мяча в ходьбе попеременно то правой, то левой ногой; то же, но в
легком беге, ведение попеременно то правой, то левой ногой.
• Ведение мяча правой ногой с последующим ударом по мячу в маленькие
ворота; то же, но левой ногой; то же, но попеременно то правой, то левой ногой.
По мере освоения техники элементарных движен ий их группируют в блоки,
которые составляют основное содержание занятия.
Пример такой группировки приведен ниже.
Учебное занятие (фрагмент).
Задача - освоение техники ведения мяча внутренней частью подъема.
После разминки выполняется следующий блок упражнений:
- ведение мяча по прямой линии (15 -20 м) в ходьбе - 2 повторения;

Страница 9

- то же, но в медленном беге - 2 повторения;
- то же, но в беге с двумя -тремя ускорениями - 2 повторения;
- то же, но в медленном беге по кругу - 2 повторения;
- то же, но в беге с двумя -тремя ускорениями по кругу - 2 повторения;
- то же, но в беге с двумя -тремя ускорениями по «восьмерке» -2 повторения.
- Игровое упражнение 1 X 1 на малой площадке: завести мяч в ворота, защищаемые
партнером. Начинать упражнение в 6 м от во рот. По 5 повторений на каждую пару
юных футболистов.
- Каждый юный футболист с мячом. Удары с 6 -7 м по неподвижному мячу
внутренней стороной стопы в цель, изображенную на стенке. Отскакивающий от
стенки мяч останавливают также внутренней стороной стопы.
- Упражнения в парах: передачи и остановки мяча внутренней стороной
стопы.
Тот останавливает его поочередно внутренней стороной стопы то правой, то
левой ноги, потом ведет мяч на дистанции 5 -7 м, после чего наносит удар по мячу
внутренней стороной стопы в маленькие ворота. После 2 -4 повторений партнеры
меняются местами.
- Игра 3 х 3 на площадке 15мХ10мс использованием внутренней стороны
стопы для остановок и ведения мяча, а также для ударов по воротам.
После этой игры - заключительная часть занятия.
Выполн ение ведений мяча должно дополняться ознакомлением с
другими приемами:
• Освоение техники ударов. Каждый занимающийся наносит по 6 ударов
внутренней частью стопы (три правой и три левой ногой) в ворота шириной 1 м с
дистанции 6 м с разбега в 2 -3 м.
• Ведение мяча разными частями стопы с периодическими изменениями
скорости и направления движений. В этом упражнении образуют группы из 3 -4 чел.,
один из них - ведущий. Он и меняет направление и скорость ведения, и остальные
должны точно повторять его действ ия. Это задание выполняется за 20 -30 с, до 10
серий.
• Игровое упражнение 2x1 на площадке 10 мх5 м с двумя маленькими
воротами. Двое игроков с мячом должны с помощью ведений и передач мяча
обыграть одного игрока и ударить по воротам. Каждый должен нескольк о раз
побывать отбирающим.
• Учебная игра. 2 тайма по 10 мин каждый, перерыв - 10 мин,
размер игрового поля - 24 м х 12 м, ворота..... 1 м х 1 м, мяч № 3,
составы - три против троих или четыре против четверых без вратарей,
замены не ограничены. После этог о - «работа над ошибками», которые были
допущены в соревновательной игре.
Возможные упражнения:

Страница 10

• Передачи мяча в парах с 5 -8 м. Партнер «А» набрасывает мяч руками
партнеру «Б», который останавливает его одним из ранее освоенных способов и
бьет по мячу в ворота внутренней частью подъема. Партнеры меняются местами.
Ведение мяча внешней стороной подъема.
• Ведение мяча внешней стороной подъема, короткий пас партнеру с игрой в
«стенку» и удар по воротам внешней стороной подъема.
• Ведение мяча внешней стороной подъема с обыгрыванием соперника
любым способом, с последующим ударом по воротам.
• Ведение мяча внешней стороной подъема с обыгрыванием соперника
любым способом, с последующим ударом по воротам.
Квадрат 4x4 игрока на площадке 20 мх20 м: ведение м яча внешней и
внутренней сторонами стопы. Задача: осалить игрока соперника рукой, не теряя при
этом контроля над своим мячом.
Ведение мяча стопой, попеременно накатывая мяч от носка к пятке и
наоборот.
Изучение техники ударов по мячу
• Ведение мяча в движении. По сигналу тренера все игроки одновременно
посылают мяч на 5 -8 м вперед и тут же стартуют к нему. Выполнить по 10 стартов.
• Удары в стенку, стойку или в гимнастическую скамейку с 5 -6 м внутренней
стороной стопы.
• В парах, расстояние 6 -8 м между партнерами. Передачи, мяча ударами
внутренней стороной стопы друг другу.
• В тройках, на одной линии в 5 -6 м между партнерами. Передачи мяча
ударами внутренней стороной стопы. Крайние игроки с мячами, пас партнеру в
центр, игроки располагаются по линии у словного круга.
• В парах, на расстоянии 5 м, имитируют удар.
• Выполняют удар по неподвижному мячу, посылая его партнеру.
• Выполняют удар какой -либо частью подъема с шага.
• Удар с небольшого разбега низом и верхом.
• Удар с расстояния 8 -10 м по воротам.
• Удар - передача мяча партнеру низом.
• Удар - передача мяча партнеру верхом.
• Мяч посылается верхом вратарю, который ловит его и накатывает партнеру для
удара.
• Игра в ручной мяч, передачи мяча выполняют ударом внешней частью
подъема.
• В едение мяча, пас партнеру, игра в стенку, удар по воротам с 10 -16 м (в
зависимости от возраста).
Удары - передачи мяча
Передачи мяча

Страница 11

• В парах, передачи мяча головой. Дети встают лицом: друг к другу на
расстоянии 3 -5 м, в руках у одного - мяч. Один игро к чтобы скорость перемещения
мяча по газону соответствовала возрасту игроков и их умению делать передачи
мяча.
• Футболисты располагаются в 5 -7 м друг от друга, у одного из них мяч.
Внутренней стороной стопы правой ноги он делает передачу партнеру, но не п рямо
ему, а под некоторым углом. Чтобы обработать этот мяч, игрок, принимающий его,
должен сделать рывок на 3 -5 м, остановить мяч в движении, развернуться более чем
на 90° и, сделав возвратный пас, тут же бежать к той точке, в которую партнер
пошлет мяч.
• Футболисты располагаются в 5 -7 м друг от друга, у одного из них мяч. Они
перемещаются параллельно друг другу, посылая мяч партнеру «на ход». Передача
мяча делается не в ноги партнеру, а в зону перед ним. Поэтому передающий мяч
должен учиться соразмерять в ремя и скорость паса, а также точку, в которую нужно
послать мяч, и скорость передвижения принимающего мяч футболиста. В первых
тренировках юные футболисты передвигаются шагом, потом переходят на бег и
постепенно от тренировки к тренировке увеличивают скорость бега.
• Игра двое против двоих на площадке 20 м х 20 м - 2 тайма по 5 мин. Нужно
объяснить детям, что в первые 2 -3 мин команда без мяча не должна активно
отбирать мяч. Задача футболистов этой команды - помешать сделать передачу мяча
в свободную зо ну «на ход» бегущему игроку. Соответственно, задача команды с
мячом -стараться уйти от соперника и принять мяч от партнера в относительно
свободных условиях. В следующей серии активность борьбы за мяч повышается.
• Передачи мяча в тройках на месте. Футболи сты располагаются на одной
линии, в 7 -8 м друг от друга. Мячи - у крайних игроков. Один из них делает
передачу центральному игроку, тот идет навстречу движущемуся к нему мячу,
останавливает его и возвращает мяч партнеру. Быстро разворачивается на 180° к
др угому партнеру, идет на посланный им мяч и после остановки делает возвратный
пас. После 3 -4 повторений происходит смена партнеров.
• Передачи мяча в тройках в движении. В исходном положении футболисты
располагаются на грех параллельных линиях в 7 -8 м друг от друга, мяч - у одного из
крайних игроков. По сигналу тренера все трое начинают движение по этим
параллельным линиям, и одновременно крайний делает пас на ход футболисту,
набрасывает партнеру мяч на голову, который согласованными движениями
туловища и го ловы бьет по мячу лбом, посылая его партнеру обратно. Партнер
ловит мяч в воздухе или на отскоке и вновь набрасывает мяч под удар. После 5
повторений партнеры меняются местами.
• Удары в маленькие ворота (1 -2 м шириной, сделанные из конусов или стоек)
с н ебольшого разбега (4 -6 м от места удара до ворот).
• Ведение мяча (в первых повторениях прямолинейно, в последующих -
зигзагообразно), передача мяча вперед на ход самому себе, рывок и удар по воротам.

Страница 12

• В парах, контроль мяча и прикрытие его от соперника ч астью тела или всем
телом. Усложнение задания: добавляется третий партнер, который выполняет
передачу мяча. Принять мяч, прикрыть его от соперника, увести в сторону.
• Игра двое против двоих на площадке не более чем 20 м х 20 м, с
маленькими воротами, но б ез вратарей. Два футболиста, владеющих мячом,
постоянно перемещаются, контролируя мяч, и при первой возможности бьют по
воротам.
• Игра четверо против четверых на площадке не более чем 20 м х 10 м, с 4
воротами. Четверо футболистов, владеющих мячом, постоя нно перемещаются,
контролируя мяч, и при первой возможности бьют по воротам.
• Передачи мяча в парах на месте. Юным футболистам надо сразу же сказать,
что в современном футболе «на месте» ничего не делается. Только в движении.
Название этому упражнению дал и давно, когда многие футболисты ожидали мяч
стоя. Футболисты располагаются в 5 -7 м друг от друга, у одного из них мяч.
Внутренней стороной стопы правой ноги он делает передачу партнеру, и тот идет на
мяч.
Останавливает его подошвой правой или левой ноги и делает возвратный пас. Оба
игрока играют попеременно то правой, то левой ногой. Сила удара по мячу должна
быть такой, движущемуся по центральной линии. Тот, не прекращая движения,
обрабатывает мяч и делает передачу на другой край. Упражнение выполняют на
площадке 30 м х 20 м, и с учетом низкой скорости перемещений футболистов,
каждый из них сделает по 3 -4 паса в этом задании.
• Квадрат 3x3 на площадке 15 м х 15 м с заданием остановить мяч на бровке
«противника». Первая тройка начинает упражнение и повторяе т его 4 -5 раз, каждый
раз начиная его с исходного положения (есть 2 варианта завершения упражнения:
мяч зафиксирован на бровке соперника или потерян в борьбе). После этого
упражнение выполняет вторая тройка, победителя определяют по числу доставок
мяча на бровку соперника.
• Игра 3x3 на площадке 12 м х 12 м с четырьмя 1 -метровыми воротами.
• Квадрат 3x3 без ограничения касаний на площадке 10 м х 20 м. То же, но в
2 касания; то же, но играют двое против двоих, или четверо против четверых.
• Два юных футболис та стоят на расстоянии 4 -5 м лицом друг к другу. Один
из них с мячом. Передачи мяча партнеру разными способами и остановка его
подъемом стопы. Ключевые моменты: движение останавливающей ноги навстречу
мячу, работа рук для сохранения равновесия, положение с топы в момент касания
мяча, отведение стопы назад для погашения скорости мяча, контроль приземления
мяча и остановка его подошвой на газоне. После остановки игрок выполняет
возвратный пас партнеру, тот останавливает мяч (способ остановки определяет
тренер) , берет мяч в руки и вновь набрасывает его партнеру. После 5 -6 повторений
партнеры меняются местами. В процессе упражнения футболисты попеременно
останавливают мяч то правой, то левой ногой.

Страница 13

• Передачи мяча в парах, игроки стоят на расстоянии 4 -6 м друг от друга,
передача мяча партнеру, который останавливает его внутренней частью стопы. По
5......7 остановок правой ногой, йотом столько лее левой ногой, затем - попеременно
левой и правой ногой.
• Удар средней частью подъема в стенку по встречному мячу, нака тываемому
партнером.
• Упражнения в парах. Партнеры, стоя на расстоянии 10 -12 м, поочередно
посылают мяч друг другу, предварительно остановив его внутренней стороной
стопы. Игроки не стоят на месте, а идут вперед па 1 -2 м к мячу. Остановив его и
нанеся уда р, отступают назад.
• Удары в маленькие ворота с дистанции 4, 6 и 8 м. Удар наносится по
неподвижному мячу, по три удара с каждой дистанции.
• Упражнения в тройках. Крайние игроки с мячами. Передача мяча от
партнера справа центральному игроку; тот остана вливает его внутренней стороной
стопы левой ноги и этой же ногой возвращает мяч партнеру. После этого - разворот,
остановка мяча внутренней стороной стопы правой ноги, посланного слева, и этой
же ногой возврат мяча партнеру.
• Упражнения в парах на малой площадке. Игрок «А» делает передачу
партнеру «Б», и сразу же после нее - рывок в зону, в которую партнер «Б»
возвращает ему мяч в одно касание. Игрок «А» бьет по воротам также первым
касанием средней или внутренней частью подъема.
• Юные игроки движутся п о периметру треугольника, катят мяч впереди себя
внутренней стороной стопы, периодически останавливая его другой стопой. Это же
задание выполняется по периметру любого многоугольника.
• Передачи мяча партнеру: два юных футболиста стоят на расстоянии 4 -5 м
лицом друг к другу. Один из них с мячом. Он накатывает мяч навстречу партнеру и
тот должен остановить его попеременно средней или внутренней частью подъема
стопы. Но перед этим тренер рассказывает и показывает, как нужно выполнять эти
остановки мяча. Ключ евые моменты: движение останавливающей ноги навстречу
мячу, работа рук для сохранения равновесия, положение стопы в момент касания
мяча, отведение стопы назад для погашения скорости мяча, контроль приземления
мяча и остановка его подошвой на газоне. После остановки игрок выполняет
возвратный пас партнеру, тот останавливает мяч также средней или внутренней
частью подъема стопы и затем возвращает мяч партнеру ударом этой же частью
подъема стопы. В процессе упражнения футболисты попеременно останавливают
мяч и делают передачи то правой, то левой ногой.
Соответствие требованиям государственного стандарта.
Работа кружка «Футбол» основана на нормативных документах, в том числе:
1. Приложение 2 к Приказу Министерства образования РФ от 22.08.96 №448.
Временные (при мерные) требования к содержанию и методам воспитания и
обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении;

Страница 14

2. М.А. Годик, Г.Л. Борознов Футбол: типовая учебно -тренировочная
программа спортивной подготовки для детско -юношеских спортивных школ; М. :
Советский спорт, 2011г.
Приемы и методы организации учебно -воспитательного процесса:
- показ движений,
- четкость выполнения;
- отслеживание качества выполнения;
- игровые приемы и задания;
- оценка выполнения.
Техническое оснащение занятий:
1. Футбольные мячи.
2. Футбольные ворота.
3. Футбольная форма.
4. Спортивный инвентарь.
Список литературы:
1. Годик М.А., Борознов Г.Л. Футбол: типовая учебно -тренировочная
программа спортивной подготовки для детско -юношеских спортивных
школ. М.: Советск ий спорт, 2011г.
2. Годик М.А., Мосягин СМ., Швыков И.А. Поурочная программа
подготовки юных футболистов 6 -9 лет. - М.: Граница, 2008г.
3. Котенка II.В. Акробатические упражнения в тренировках юных
футболистов // Теория и методика футбола. - М.: Олимпия, 2007г.
4. Кузнецов А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. - М.:
Олимпия; Человек, 2007г.
5. Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов. - М.:
Человек, 2010г.