cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

1

Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №178 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»


ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Детского сада №178 ОАО «РЖД»
Протокол № ___ от __________г.

УТВЕРЖДЕНО
заведующий
Детским садом №178 ОАО
«РЖД»
______________ Е.В. Павлова



Дополнительная общеразвивающая программа
«Мы - юны е железнодорожник и»
для детей млад шего , среднего дошкольного возраста






Авторы -составители:
Павлова Елена Викторовна,
заведующий
Селезнева Марина Алексеевна,
воспитатель





Кемерово, 2016 г.

Страница 2

2

Содержание
1. Пояснительная записка ……………………………………..
2. Учебно -тематический план младшей группы ………… … .
3. Учебно -тематический план средне й группы ………… ..…
4. Содержание программы младшей группы…………… .…
5. Соде ржание программы средне й группы ………………..
6. Планируемы е результаты……………………………… .…
7. Диагностический инстр ументарий …………………… ……
8. Информационно -мето дическое обеспечение…………… …





























3
7
8
9
11
13
14
18

Страница 3

3

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования ориентирует педагогов на разные направления
деятельности в работе с детьми, стимулирует к поиску инновационных
методов и приемов, способствует разработке и нтересного содержания.
Социально -коммуникативное развитие, которое призвано решаться данной
программой, направлено на воспитание уважения к родителям, стремления в
своих поступках следовать положительному примеру.
Детский сад №178 ОАО «РЖД» принадлежит открытому
акционерному обществу «Российские железные дороги», и 98% родителей
работает на этом предприятии. Поэтому, приобщение воспитанников к
железнодорожному делу, истории, культуре и традициям железнодорожного
транспорта, формирование у детей активног о интереса к железнодорожным
профессиям легло в основу разработки программы «Мы – юные
железнодорожники».

Цели программы : формирование интереса и уважительного
отношения к профессиям своих родителей через ознакомление детей
младшего , среднего дошкольного возраста с работой железнодорожного
транспорта.

Задачи:
1. Разви ть познавательный интерес к функционированию
железнодорожного транспорта.
2. По знакомить детей с некоторыми профессиями железнодорожного
транспорта.
3. Способствовать воспитанию гордости за своих родителей, работающих
на железной дороге.
4. Содействовать созданию условий для использования знаний о железной
дороге и труде работн иков железнодорожного транспорта в разных видах
деятельности.
5. Создать в возрастных группах полноценную развивающую среду для
работы с детьми по теме «Железная дорога».
6. Приобщить родителей к участию в педаг огическом процессе, улучшению
условий д ля развития и воспитания детей.


Страница 4

4


Принципы построения программы :
 принцип гумани зации - ведущий принцип образования
заключается в ориентации педагога на личность ребенка;
 принцип развития - отражает взаимосвязь всех сторон
личностного развития ребенка, ориентирован на то, чтобы создать
каждому ребенку условия, в которых личность могл а бы реализовать
себя;
 принцип единства воспитания, обучения и развития –
программа построена на основе обучения, которое носит развивающий
характер, что способствует, интеллектуальному и нравственному и
развитию детей;
 принцип доступности – весь учебный материал,
излагаемый педагогом, понятен ребенку, соответствует его возрасту,
уровню подготовки и развития;
 принцип индивидуального подхода - педагог строит
образовательную деятельность на основе знаний об особенностях
развития каждого ребенка;
 от простого к сложному - несмотря на одинаковые темы
для старшей и подготовительной группы, содержание материала
дается с постепенным усложнением;
 принцип наглядности - привлечение различных наглядных
средств в процесс усвоения дошкольниками знаний и формирования у
них различных умений и навыков.

Программа реализуется в направлениях согласно ФГОС ДО и носит
интегрированный характер:
- социально -коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно -эстетическое развитие;
- физическо е развитие.
Реализация программы осуществляется в следующих видах
деятельности:
- игровой (сюжетно -ролевые, подвижные, дидактические ,
драматизации, словесные игры);
- коммуникативной (рассказ, беседа, общение с родителями –
железнодорожниками);

Страница 5

5

- чтение художественной литературы;
- познавательной (просмотр мультфильмов, развивающие задания,
упражнения);
- конструктивной (поделки из природного материала, постр ойки из
настольного конструктора);
- изобразительной и музыкальной (ап пликация, рисование,
разучивание песен ).

Формы и режим деятельности:
Срок реализации программы – 2 год а
Общее количество организованных видов деятельности с детьми
младшего , среднего дошкольного возраста – 36 часов
1 раз в 2 недели в рамках совместных видов деятельности, по
подгруппам, 1 раз в месяц - как часть совместной образовательной
деятельности, каждая из которых состоит из многофункциональных заданий,
позволяющих решать несколько задач.
В млад шей группе продолжительность совместной образоват ельной
деятельности – не более 15 минут, в старшей группе – не более 2 0 минут.

Все занятия программы разделены на 3 блока по тематическому
принципу:
1. Железная дорога
3. Профессии железнодорожной магистрали.
4. Железнодорожные здания (в окзалы, мосты, переезды ).
В учебный план включены (условно) теоретическая часть изучения
темы (рассказ , просмотр видео презентаций, видеоклипов, мультфильмов
познавательного характера и т.д.) и практическая ( прикладная практическая
деятельность: рисунки , аппликации, постройки, поделки из природ ного и
бросового материала и т.д.)

Условия реализации программы
 Развивающая предметно -пространственная среда:
В ДОУ оформлен и систематизирован музей «История развития
Российских железных дорог», в каждой группе оформлены мини -музеи по
железнодорожной тематике, отвечающие возрастным особенностям детей.
 Педагог, реализующий программу:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей,
формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в
собственных возможностях и способностях;

Страница 6

6

- испол ьзование в образовательной деятельности форм и методов
работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным
особенностям;
- построение деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребѐнка и
учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного
отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в
разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности,
участников совместной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей в совместную
деятельность.
Программа будет полезна воспитателям дошкольных образовательных
учреждений , работающих с детьми старшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
- дети знают о труде людей в обществе, развито понимание
общественной ценности труда родителей и других взрослых;
- сформировано желание детей самим в будущем получить
интересную и нужную профессию, заняться созидательным трудом на
благо людей, своего Отечества, своей семьи;
- дети имеют знания о функционировании железнодорожного
транспорта.
Диагностический инструментарий для оценивания результатов
реализации программы
Для оценивания результатов освоения детьми программы используется
диагностика. Основные методы исследования, используемые в процессе
диагностики – наблюдение, выполнение определенных заданий и беседа. В
процессе дидактических игр, самостоятельной деятельности, беседы
оп ределяется уровень освоения детьми программного материала.
Критерии оценок от 1 до 3 баллов за каждое задание, где 3 балла
получает ребенок, самостоятельно выполнивший задание, 2 балла – с
помощью взрослого, 1 балл – не справился с заданием. По итогам
диагностики баллы суммируются.

Страница 7

7

Учебно -тематический план
млад шей группы

№ Тема Количество занятий Всего,
часов теоретических практических
1 Железная дорога 1 7 8
1.1 Поезд 2 2
1.2 Паровоз 3 3
1.3 Ж елез ная дорога 1 1
1.4 Пассажирские и грузовые
поезда
1 1 2
2 Профессии железнодорожной
магистрали
4 4 8
2.1 Машинист 1 1 2
2.2 Проводник 1 1 2
2.3 Монтер пути 1 1 2
2.4 Мамы и папы -
железнодорожники
1 1 2
3 Железнодорожные здания

1 1 2
3.1 Железнодорожный вокзал 1 1 2
Всего часов 6 12 18

















Страница 8

8


Учебно -тематический план
средн ей группы

№ Тема Количество занятий Всего,
часов теоретических практических
1 Железная дорога 1 2 5
1.1 Тепловоз, электровоз 1 1 2
1.4 Пассажирские и грузовые
поезда
1 2 3
2 Профессии железнодорожной
магистрали
4 4 8
2.1 Машинист, проводник 1 1
2.2 Билетный кассир 1 1 2
2.3 Монтер пути , диспетчер 1 1 2
2.4 Мамы и папы -
железнодорожники
2 1 3
3 Железнодорожные здания

1 1 5
3.1 Железнодорожный вокзал 1 2 3
Железнодорожный мост,
переезд
1 1 2
Всего часов 6 12 18














Страница 9

9

Содержание программы
млад шей группы

Тема: «Поезд » ( 2 часа)
Беседа « Как я путешествова л на поезде». Вспомнить , что поезд состоит
из вагонов, в вагоне есть место – полка, на которой можно спать, стол,
за которым можн о есть. Все вагоны сцеплены друг с другом.
Н астольная игра «Железная дорога» . Подвижная игра «Поезд» .

Тема: «Паровоз » ( 3 часа)
Рассказать детям о назначении паровоза, почему он так называется.
Чтение произведения Юлии Лисициной «Сказка про Паровозик Ту -Ту ».
Просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашкова» .
Дидактические игры с железнодорожной тематикой: «Цветные
паровозики» , «Паровозик Чух -Чух».

Тема: «Железная дорога » ( 1 час )
Рассматривание настольной железной дороги. Рассказать детям, что поезда
ездят по железной дороге, которая состоит из рельсов и шпал. Рисование
«Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы … »
Тема: «Пассажирские и грузовые поезда » ( 2 часа)
Посмотреть видео презентацию «Пассажирские и грузовые поезда».
Рассказать , что поезда бывают пассажирские, которые перевозят пассажиров,
и грузовые, которые перевозят различные грузы. Дидактическая игра
«Собери пассажирский и грузовой состав» . Коллективная аппликация «Мы
едем, едем, едем…» .
Тема: «Машинист » ( 2 часа)
Рассматривание форменного костюма машиниста на примере манекена.
Рассказать о ведущей профессии железнодорожного транспорта – профессии
машиниста, о значимост и этой профессии.
Разучивание стихотворения Е. Благининой «Паровоз». Подвижная игра
«Поезд ».

Страница 10

10


Тема: «Проводник » ( 2 часа)
Рассмотреть форменный костюм проводника на примере манекена.
Рассказать о профессии проводника, о круге обязанностей : проверяет билеты,
поддерживает порядок в вагоне, выдает постельное белье, разносит горячий
чай. Сюжетно -ролевая игра «Путешествие на поезде».
Тема: «Монтер пути » ( 2 часа)
Рассматривание форменной одежды монтера пути, р ассказать о значимости
этой профессии для безопасности железнодорожного транспорта. Настольная
игра «Железная дорога». Лэпбук «Веселый паровозик».
Тема: «Мамы и папы - железнодорожники » ( 2 часа)
Создание фотоальбома «Мамы и папы – железнодор ожники».
Рассматривание альбома, называн ие знакомых железнодорожных профессий.
Дидактическая игра «Найди пару» (машинист – паровоз, проводник – вагон,
монтер пути – железнодорожное полотно).
Тема: «Железнодорожный вокзал » ( 2 часа)
Экскурсия в железнодорожный музей детского сада Рассматривание макета
Кемеровского железнодорожного вокзала. Рассказать детям о назначении
вокзала: продают билеты, пассажиры ожидают поезд в залах ожидания, есть
табло с расписанием поездов и т.д.
Сю жетно -ролевая игра «Путешествие на поезде» . Лэпбук «Веселый
паровозик».






Страница 11

11

Содержание программы
средн ей группы

Тема: «Тепловоз, электровоз » ( 2 часа)
Рассматривание фотографий, картинок электровоза, тепловоза. Рассказать с
помощью чего они движутся, о внешнем различии тепловоза и электровоза .
Прослушивание песен «Голубой вагон», «Мы едем, едем, едем…».
Аппликация с элементами рисования «Тепловоз, электровоз». Сюжетно -
ролевая игра «Путешествие на поезде»
Тема: «Пассажирские и грузовые поезда » ( 3 часа)
Просмотр видео презентации «Пассажирские и грузовые поезда».
Рассказать детям о том, что поезда бывают пассажирские и грузовые,
которые перевозят различные грузы (сыпучие – в товарных вагонах, жидкие
– в цистернах) . Рассматривание картины «Играем в поезд» из серии «Мы
играем».
Рисование «Такие разные поезда ». На стольная игра «Железная дорога» с
использованием вагонов разного назначения.
Тема: «Машинист. Проводник » ( 1 час )
Рассматривание форменных костюмов машиниста, проводника на
манекенах . Найти их отличительные особенности. Дидактическое
упражнение «Найди машиниста, проводника». Разучивание «Песенка
друзей», сл. С.Михалкова, муз. М. Старокадомского. Подвижная игра
«Поезд».

Тема: «Билетный кассир » ( 2 часа)
Просмотр видеоролика «Покупаем билет на поезд». Р ас сказать детям о
профессии билетного кассира. Аппликация «Железнодорожный билет».
Сюжетно -дидактическая игра «Покупаем билет на поезд». Лэпбук «Веселый
паровозик».
Тема: «Монтер пути. Диспетчер » ( 2 часа)
Просмотр презентации « Профессии на железной дороге». Рассказать
значимости профессии поездного диспетчера: регулирует движение поездов.

Страница 12

12

Сюжетно -дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Коллективное
рисование «Поезд».
Тема: «Мамы и папы - железнодорожники » ( 3 часа)
Встреча с папой – машинистом. Рассматривание , дополнение фотоальбома
«Мамы и папы – железнодорожники». Просмотр мультфильма «Голубая
стрела». Дидактическая игра «Профессии». Выставка поделок,
изготовленных родителями совместно с детьми из бросового материала
«Мой веселый паровоз».

Тема: «Железнодорожный вокзал » ( 3 часа)
Экскурсия на железнодорожный вокзал. Рассказать и рассмотреть, какие
помещения для пассажиров железнодорожного транспорта расположены на
вокзале (железнодорожные кассы, залы ожидания, буфет, комната полиции,
медпункт, комнаты отдыха). Сюжетно – дидактическая игра «Собираемся в
поездку на поезде»
Тема: «Железнодорожный мост. Переезд » ( 2 часа)
Экскурсия в музей детского сада «История росси йских железных дорог».
Рассматривание макета железнодорожной станции. Рассказать о назначении
железнодорожного моста, переезда. Конструирование из настольного
конструктора «Железнодорожный мост». Сюжетно -ролевая игра
«Путешествие на поезде».





Страница 13

13

Планируемые результаты

Дети с высоким уровнем знаний могут рассказать, из чего состоит
поезд, называют отличие тепловоза и электровоза. Знают назначение
грузовых и пассажирских поездов. Называют основные профессии,
встречающиеся на железнодорожном транспорт е, основной круг
обязанностей людей данных профессий . Могут рассказать о
железнодорожных профессиях своих родителей. Знают назначение
некоторых железнодорожных зданий, сооружений.
Дети со средним уровнем знаний могут р ассказать, из чего состоит
по езд, но не могут назвать отличия тепловоза и электровоза. Называют
некоторые профессии железнодорожного транспорта. Вагоны разделяют на
грузовые и пассажирские . Из железнодорожных здан ий и сооружений
называют вокзал, знают некоторые помещения, расположенные на вокзале.
Дети с низким уровнем знаний
Среди различных видов транспорта выделяют поезд. Классифицируют
поезда на грузовые и пассажирские. Называют 1 -2 профессии на
железнодорожном транспорте. Называют вокзал, но не могут объяснить,
какие п омещения в нем расположены.






















Страница 14

14


Диагностический инструментарий

Диагностика уровней освоения программы
млад шей группы

Что
изучается
Дидактические
игры, упражнения,
вопросы
Содержание
диагностического задания
Критерии оценки
Железная
дорога
Материал: картинка с
изображением
наземного транспорта:
автобуса, троллейбуса
и поезда





Материал: настольная
игра «Железная
дорога»












Ребенку предлагается ответить
на вопрос:
 Покажи поезд
 Из чего он состоит?







Ребенку предлагается ответить
на вопросы:
 Как называют поезда, которые
перевозят пассажиров?
 Как называются поезда,
которые перевозят грузы?
Прицепи к поезду
пассажирские вагоны.
Грузовые вагоны.
3 балла – ребенок
самостоятельно
отвечает на
вопросы.
2 балла – ребенок
показывает поезд,
паровоз, вагоны, но
сам не называет их
1 балл – ребенок
показывает поезд ,
но не может
показать паровоз и
вагоны

3 балла – ребенок
самостоятельно
отвечает на
вопросы,
выполняет задание.
2 балла – ребенок
не отвечает на
вопрос, задание
выполняет
правильно
1 балл – ребенок не
отвечает на вопрос
и не справляется с
заданием
Профессии Материал: картинки с
изображением людей
разных профессий
(машинист,
проводник, монтер
пути, военный,
продавец, врач,
пожарный)
Ребенку предлагается
выполнить задание:
 Выбери картинки, на которых
изоб ражены люди
железнодорожных профессий.
Назови их
 Что делает машинист?
3 балла – ребенок
самостоятельно
отвечает на
вопросы.
2 балла – ребенок
отвечает на
вопросы с
помощью

Страница 15

15








Дидактическая игра
«Найди пару»
Материал: картинки с
изображением
машиниста и
паровоза, проводника
и вагона, монтера
пути и
железнодорожного
полотна
Проводник? Монтер пути?






Ребенку предлагается
рассмотреть картинки и найти
пару каждой картинке.
Объяснить свой выбор.
взрослого.
1 балл – ребенок не
отвечает на
вопросы даже с
помощью
взрослого

3 балла – ребенок
самостоятельно
справляется с
заданием,
объясняет свои
действия
2 балла – ребенок
справляется с
заданием, но не
может объяснить
свои действия
1 балл – ребенок не
справляется с
заданием

Железнодо
рожные
здания
Макет здания
Кемеровского
железнодорожного
вокзала
Ребенку предлагается ответить
на вопросы:
 Что это за здание?
 Для чего нужен вокзал?
 Что находится в здании
железнодорожного вокзала?

3 балла – ребенок
самостоятельно
отвечает на
вопросы.
2 балла – ребенок
отвечает на
вопросы с
помощью
взрослого.
1 балл – ребенок не
отвечает на
вопросы
Высокий уровень – 11 -15 баллов Средний уровень – 7-10 баллов
Низкий уровень – 3-6 баллов








Страница 16

16

Диагностика уровней освоения программы
средн ей группы

Что
изучается
Дидактические
игры, упражнения,
вопросы
Содержание
диагностического задания
Критерии оценки
Железная
дорога
Материал: картинки
тепловоза и
электровоза







Дидактическая игра:
«Составь поезд»
Материал: картинки
пассажирских и
грузовых вагонов
(открытый вагон,
цистерна).
Ребенку предлагается
выполнить задание:
 Покажи электровоз. При
помощи чего он движется?
 Покажи тепловоз. При
помощи чего он движется?





Ребенку предлагается
выполнить задание: «Составь
пассажирский и грузовой
поезд»
3 балла – ребенок
самостоятельно
справляется с
заданием, отвечает
на вопросы
2 балла – ребенок
справляется с
заданием, но не
может ответить на
вопросы
1 балл – ребенок не
справляется с
заданием

3 балла – ребенок
самостоятельно
выполняет задание
2 балла – ребенок
выполняет задание
с помощью
взрослого.
1 балл – ребенок не
справляет ся с
заданием
Профессии
железнодор
ожной
магистрали
Материал: картинки
с изображением
людей профессий
машиниста,
проводника,
билетный кассир,
монтера пути,
диспетчера

Ребенку предлагается задание:
взять картинку, назвать
профессию и объяснить, чем
занимаются люди данной
профессии: машинисты,
проводники, билетные кассиры,
диспетчера, монтеры пути


3 балла – ребенок
самостоятельно
справляется с
заданием.
2 балла – ребенок
выполняет задание
с помощью
взрослого
1 балл – ребенок не
справляется с
заданием

Железно -
дорожные
здания
Материал: картинки
с изображением
кемеровского
железнодорожного
Ребенку предлагается
выполнить задание:
 Покажи железнодорожный
вокзал.
3 балла – ребенок
самостоятельно
выполняет задание,
отвечает на вопрос

Страница 17

17

вокзала, автовокзала,
аэропорта





Материал:
настольная игра
«Железная дорога»




 Какие помещения находятся
в здании вокзала?









Ребенку предлагается ответить
на вопросы:
 Что это? Для чего нужен
железнодорожный мост?
Что это? Для чего нужен
железнодорожный переезд?
2 балла – ребенок
выполняет задание,
отвечает на
вопросы с
помощью
взрослого
1 балл – ребенок не
справляется с
заданием, не может
ответить на вопрос

3 балла – ребенок
самостоятельно
отвечает на
вопросы.
2 балла – ребенок
отвечает на
вопросы с
помощ ью
взрослого
1 балл – ребенок не
справляется с
заданием


Высокий уровень – 11 -15 баллов Средний уровень – 7-10 баллов
Низкий уровень – 3-6 баллов

















Страница 18

18


Информационно -методическое обеспечение

 сборник стихов по железнодорожной тематике;
 хрестоматия произведений о железнодорожном транспорте;
 картотека загадок;
 демонстрационный материал по ознакомлению детей с железной
дорогой (фотографии и иллюстрации по темам: виды и назначения
поездов, тепловозы и электровозы; профессии, железнодорожный
форменный костюм, фото альбом «Мамы и папы -
железнодорожники»;
 мульт фильмы: «Паровозик из Ромашкова», «Голубая стрела»
 тематические видео -през ентации: «Тепловоз, электровоз », «Виды и
назначения поездов», «Профессии на железной дороге», «Покупаем
билет на поезд»;
 музей «История создания и развития железной дороги в России»;
 атрибуты для сюжетно -ролевой игры «Железная дорога»: напольный
мягкий конструктор, форма машиниста и проводни ка , касса, билеты,
детская посуда, сумки, куклы.
 дидактические игры: «Цветные паровозики», вкладыши
«Паровозик», «Профессии», «Найди пару», «Кому что нужно для
работы», лэпбук «Веселый паровозик»
 настольная игра «Железная дорога»
 макеты грузовых и пассажирских поездов
ТСО:
 телевизор;
 проектор;
 компьютер;
 экран;
 магнитофон













Страница 19

19

Л итература
1. Блохина, Е. В., Якунина, Т. В. Программа «Железнодорожные
традиции в воспитании дошкольников» [Текст] / Е. В. Блохина, Т. В.
Якунина – М. : ООО «Пиар -Пресс», 2009.
2. Васина, Л. И. Царскосельская железная дорога в творчестве детей
21 века [Текст] : альбом / автор идеи и проекта альбома Л. И.
Васина. - Москва, 2011
3. Книга для больших и малых о том, как можно и нельзя вести
себя на шпалах [Текст]. – Иркутск, ВСЖД – филиал ОАО «РЖД».
4. Ковардакова, М. А. Дошкольник и мир профессий: Железная
дорога: Программа и методические рекомендации [Текст] / М. А.
Ковардакова, И. Ю. Стеклова, М. Г. Тимиреева, С. В. Королѐва,
И. П. Никитина. – М.: АРКТИ, 2010.
5. Меремьян ина, О. Р. и др. Становление нравственной культуры
дошкольников в процессе ознакомления с профессией родителей –
работников железнодорожного транспорта [Текст] : методические
рекомендации / О. Р. Меремьянина, О. В. Кириченко, Н. Б.
Шулепова – Барнаул, 201 0.
6. От рождения до школы. Примерная основная образовательная
программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е.
Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп.
– М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2015. - 368 с.
7. Сташкова, Т. Н., Шеболдина, Л.Н. Мы - будущие
железнодорожники. Конспекты занятий и сюжетно -ролевые игры
с детьми в ДОУ [Текст] / Т. Н. Сташкова, Л. Н. Шеболдина - М.:
Издательство «Гном и Д», 2007.
8. Творчество юных - будущее магистралей [Текст] : альбом.
Меж дународная выставка технического творчества юных
железнодорожников. - ОАО «РЖД», 2007.
9. Шеболдина, Л. Н., Сташкова, Т. Н. Железная дорога [Текст] / Л.
Н. Шеболдина, Т. Н. Сташкова – М.: Транспортная книга, 2008.