cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

1

Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №178 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»











«Крупеничка »
дополнительная общеразвивающая программа
для детей старшего дошкольного возраста








Автор - составитель:
Кармаева Ольга Владимировна ,
воспитатель










Кемерово 2020

Страница 2

2



Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………… ……………… 3
1.1 . Актуальность …………………………………………………… …………….. 3
1.2 . Цель, задачи программы ………………………………… …………………… 4
1.3 . Принципы реализации программы ………………………… ………………… 4
1.4 . Формы деятельности музея ……………………………… ………………… ..5
1.5 . Взаимодействие с семьями воспитанников ………………… ……………… 6
2. Мониторинг р еализации программы ……………………… ……………… …..7
2.1 . Критерии мониторинга развития социальных компетенций ребѐнка …… ..7
3. Учебно -тематический план …………………………………… ……………… ..9
4. Содержание программы……………… …….. .............................. ........................ 10
5. Список сре дств обучения……………………………………... ......................... .14
6. Списо к литературы…………………………………………… ………………… 15



















Страница 3

3

Нам кое -что простит эпоха
Отлюбит с нами, отгрустит,
Но, что Россию знаем плохо,
То уж, наверно, не простит.
А. Прокофьев

1. Пояснительная записка
Необходимость духовно -нравственного воспитания в ДОУ зафиксирована
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (ФГОС ДО). «Важнейшей целью современного отечественного
образования и одной из приоритетных задач общества и государства является
воспитание, социально -педагогическая поддержка становления и развития
высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,
компетентного гражданина России».
В ФГОС Д О четко обозначены основные принципы дошкольного
образования , одними из которых являются:
– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
– учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.1. Актуальность
Проблема духовно -нравственного воспитания растущего поколения
всегда была актуальной. Духовно -нравственное воспитание – это
формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое,
гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства
долга, справедливост и, ответственности .
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок
почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны,
мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной
неповторимости, и значимо сти каждого человека, живущего на земле.
Духовно -нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой
частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой
возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно -
нравствен ного воспитания является интеграция его содержания в повседневную
жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики
дошкольного образования.
Од на из форм ознакомления детей с культурой и традициями своего
народа – организация «Музея народного быта», который был создан в Детском
саду N178 ОАО «РЖД» в 2014 году.
Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ,
способствующее расширению кругозора и ребѐнка, и взрослого, повышению
образованности, воспитанности, приобщ ению к вечным ценностям.
Экспонатами музея являются предметы крестьянского быта Х IХ – ХХ веков:
домашняя утварь, орудия труда, одежда, самот каные скатерти и много е другое.
Став элементами музейной экспозиции, обычные в ещи приобретают значение

Страница 4

4

символа эпох и или явления традиционно – бытовой культуры. В музее дети
являются не просто пассивными созерцателями, а становятся любопытными
«почемучками ». Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: они
участвуют в обсуждении тематики встреч, приносят из дома эк спонаты.
Музей – это еще и результат общения и совместной работы всех
сотрудников, детей и родителей.
Дополнительная общеразвивающая п рогр амма «Крупеничка» рассчитана
на детей старшего дошкольного возраста.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: ознакомление дошкольников с историей, культурой и бытом русского
народа.
Задачи :
1. Создать развивающую предметно -пространственную среду в ДОУ,
способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной
культуре. Совместно с семьями воспитанников создать музей народного быта .
2. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в
себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой,
музыкальными инструментами, игрушками и национальными блюдами.
3. Способствовать духов но – нравственному и творческому развитию детей
через ознакомление с обычаями, обрядами, праздниками народного календаря.
4. Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к
народной культуре, расширить представления родителей об истории и
традициях русского народа .
1.3. Принципы реализации программы
Принцип наглядности
М узейная коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и
практический материал:
– русская печка, люлька, деревян ные лавки, стол, посуда, утварь;
– изделия народных промыслов: Г жель, Хохлома, Городец, Дымково;
– прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца;
– лоскутные одеяла, подузорники, наволо чки (вязанные и вышитые гладью);
– русские народные инструменты: патефон, гармошка, балалай ка, бубен;
– двор с домашними животными и птицами.
Знакомя воспитанников с предметами русского народного быта, с
фольклором, мы тем самым помогаем ребенку усвоить лучшее из опыта, в
течение веков накопленного нашими предками. Это поможет детям с са мого
раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла
фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи
народного творчества в его различных проявл ениях с бытом, традициями,
окружающей природой.
Принцип интеграции

Страница 5

5

Учитывается содержание основной образовательной программы Детского
сада №178 ОАО РЖД, помогает в реализации ее общих задач и задач
отдельных образовательных областей.
Принцип деятельности и интерактивности
П редоставляет воспитанникам возможность реализовать себя в разных
видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно -ролевых
играх, создавать поделки и включ ать их в общую экспозицию и т. д .). В «Музее
народного быта» создана уютная обстановка русской избы, деревенское
«Подворье». Периодически музей пополняется экспонатами, здесь же
размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и
родителей воспитанников.
Принцип динамичности и вариативности
Экспозиции муз ея постоянно дополняются и обновляются с учетом
возрастных особенностей детей.
Принцип разнообразия
Н аполнение музея экспонатами, разными по форме, содержанию,
размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие
окружающего мира.
Пр инцип регионального компонента
М узей предусматривает организацию работы с детьми по ознакомлению их
с культурным наследием Кузбасса, а также культурой других народов, что
способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
Принцип отбора содержа ния
Содержанием работы музея является:
– совместная образовательная деятельность для дошкольников по
коммуникации, формированию целостной картины мира, музык е,
изобразительной деятельности;
– посещение экспозиций « Музея русского быта» сотруд никами,
воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ;
– организация экскурсий для детей и их родителей.

1.4. Формы деятельности музея
– Совместная образовательная деятельность (педагог объясняет связь какого -
либо ремесла и жизни людей, создание в процессе занятия экспонатов для
музея);
– работа в «Музее русского быта» как часть совместной образовательной
деятельности (создание образов, погружение в атмосферу старины, дети
примеряют на себя различные историко -культурные и психологические роли,
проигрывают и х);
– тематические досуги спланированы на основе календаря народных
праздников.
Одним из способов передачи знаний дошкольникам исконно русского
наследия является непосредственное участие детей в народных праздниках, где

Страница 6

6

ребята в игровой, неприн ужденной обстановке узнают много нового об обрядах
и традициях своего народа .
Значение народных праздников для дошкольников:
– народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей
русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений
между взрослыми и детьми;
– народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным
ценностям: честности, до бросовестности, доброте и милосердии, великодушии,
справедливости и др.;
– формируется праздничная культура детей дошкольного возраста, в ходе
которой дети получают представление о народном танце, русском костюме,
народных промыслах.
Праз дники проводятся как в «Музее народного быта», так и на
территории детского сада, в музыкальном зале в течение всего календарного
года.
1.5. Взаимодействие с семьями воспитанников
Особое внимание в деятельности «Музея народного быта» уделяется
укреплению связей с родителями воспитанников. Совместное участие в
творческих мероприятиях, пополнение музейных экспозиций помогает
объединить семью и наполнить программу новым содержанием. Создание
условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального
и коллективного творчества детей и родителей способствует единению
педагогов, родителей и детей, ч то формирует положительное отношение друг к
другу.
Формы работы с семьей:
– Анкетирование родителей «Знакомство с традиционной народной культурой
детей в се мье».
– Консультация «Семейные традиции».
– Краткосроч ный проект «Моя семья».
– Мастер -класс «Изготовление традиционных тряпичных кукол».
– Привлечение родителей к организации и проведению народных праздников,
развлечений, экскурсий.
– Папки -передвижки «Расскажи мне сказку», «Семейные праздники», «Пасха»,
«Новый год и Рождество», «Народный фольклор для самых маленьких».
– Конкурс «Грелка для чайника».








Страница 7

7

2. Мониторинг ре ализации программы
Ожидаемые результаты реализации программы.
Для детей:
– обеспечение эмоционального благополучия ребѐнка и создания внутренних
предпосылок для дальнейшего личностного развития;
– пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному
краю;
– формирование чувств национального достоинства;
– развитие социальных компетенций ребѐнка.
Для педагогов:
– совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного
учреждения в вопросах духовно -нравственного воспитания дошкольников,
отборе соде ржания дошкольного образования.
Для родителе й:
– объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по
приобщению к русской национальной культуре.
2.1 . Критерии мониторинга
развития социал ьных компетенций ребѐнка
Низкий уровень:
– знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и с инициатив ы
педагога использует их в речи;
– знает народные приметы;
– знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие
или с иниц иативы педагога;
– знает 2 -3 народные подвижные игры и умеет объяснять правила к ним;
– различает росписи ( Хохлома, Городец, Гжель, Дымка);
– имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью.
Средний уровень:
– знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образ ные выражения
использует в речи;
– знает народные приметы и за мечает их в по вседневной жизни;
– знает названия некоторых народных праздников и пр инимает в них активное
участие;
– знает русские подвижные игры и умеет объяснять правила другим;
– знает элементы русского народного кос тюма и различает головные уборы;
– различает росписи (Х охлома, Городец, Гжель, Дымка);
– имеет практическое умение по работе с тестом, может сделать тряпичную
куклу.
Высокий уровень:
– использует в активной речи потешк и, пестушки, прибаутки, пословицы и
поговорки, загадки, считалки, дразнилки, кори лки, образные выражения ;
– знает нар одные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными
предметами и делать соответствующие умозаключения;

Страница 8

8

– знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведен иях
изобразительного искусства;
– принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках;
– знает названия народных праздников и умеет объяснять, что эт о за праздник
и когда он бывает;
– умеет играть в подви жные и хороводные народные игры;
– знает историю русского народног о костюма, различает головные уб оры
(женские, девичьи, мужские);
– имеет представление о народных промыслах (Х охлома, Городец, Гжель,
Дымка);
– имеет практические навыки в работе с тестом, с тканью, в украшении
головных уборов тесьмой, бусинками и другими деталями, изготовлении
тряпичных кукол.
– умеет отличать архитектурные сооружения древней Руси от современных
построек.
Дополнительная общеразвивающая п рограмма «Крупеничка » рассчитана
на 1 учебный год и реализуется в части , формируемой участниками
образовате льных отношений в направлении «С оциально -коммуникативное
развитие ». Программа в ключает 48 занятий, объединѐнных в 4 раздела, которые
соответствуют временам года и условно называются «посиделками»

Количество занятий в
неделю
Общее количество
занятий на 1 год
Режим занятий в
неделю
1 48 1 занятие по 25
минут


















Страница 9

9

3. Учебно -тематический план
месяц


п/п

Наименование разделов


Все го ,
час ов
Занятия
Теорети -
ческие ,
часов
Практ
и–
ческие ,
часов

1. Осенние посиделки

12 6 6
сентябрь
1.1 Милости просим в
«М узей народного быта»
2 N N
1.2 Праздник «Осенины» 2 N

N
окт
я
брь
1.3 Рябинник 2 N N
1.4 Традиции русского чаепития 2 N N
ноябрь
1.5 Как на Руси к зиме готовились 2

N

N

1.6 Кузьминкины посиделки 2 N N
2. Зимние посиделки 12 6 6
декабрь
2.1 Валенк и, валенки не подшиты
стареньки
2 N N
2.2 Любят в праздники рядить ся
наши русские хлопцы и девицы
2 N N
январь
2.3 Рождество 2 N N
2.4 Зимние колядки. Святки

2 N N
февраль
2.5 Богатыри земли Русской 2 N N
2.6 Рабочие руки не знают скуки
(гончарное ремесло)
2 N N
3 Весенние посиделки 12 6 6
март
3.1 Масленица идѐт

2 N N
3.2 Фольклор ный праздник
«Алексей Тѐплый»
2 N N
апрель
3.3 Русские народные игрушки 2 N N
3.4 Русские народные музыкальные
инструменты
2 N N
май
3.5 Пасха 2 N N
3.6 Русские народные обереги 2 N N
июнь
4 Летние посиделки 12 6 6
4.1 «День рождения берѐзки» 2 N N
4.2 Кухонная у тварь и посуда
русских крестьян
2 N N

Страница 10

10


4. Содержание программы
Раздел 1. Осенние посиделки (12 ч.)
Тема 1.1 . Милости просим в «Музей народного быта » (2 ч.)
Экскурсия в «Музей народного быта». Рассказ о б экспонатах музея, о
русском гостеприимстве и устройстве русской избы, о деревьях, из которых
строили дома. Пословицы, загадки, игра под музыку на деревянных ложках,
игра «Ваня».
Практическая работа. Конструирование из бумаги «Изба» .
Задание в рабочей тет ради №1 .
Тема 1.2 . Праздник « Осинины » (2 ч.)
Рассказ воспитателя о русских народных традициях и обрядов праздника.
Стихи, приметы, осенние заклички, загадки, частушки, народные игры:
«Золотые ворота», «У медведя во бору», «Вейся , капустка».
Практическая работа. Фольклорный праздник «Осенины» .
Задание в рабочей тетради № 2 -3.
Тема 1.3 . Рябинник (2 ч.)
Рассказ воспитателя о русских народных традициях праздника
«Рябинник», легенды, стихи, загадки, народные приметы, пословицы, игра
«Ягодка – рябинка».
Практическая работа. Изготовление рябиновых бус, рябинового
десерта, аппликация из ткани «Рябиновая салфетка» (по выбору детей) .
Задание в рабочей тетради № 4 -5.
Тема 1.4 . Традиции русского чаепития (2 ч.)
Рассказ воспитателя о б истории чая и традициях рус ского чаепития с
использованием слайдов и видео фильма «Чайная фабрика». Знакомство с
профессией – титестер (дегустатор чая), легенда о появлении чая на Руси,
загадки, пословицы, поговорки, игра «Чайники и чайницы».
Практическое занятие по изготовлению чайных пакетиков и коробочек для
чая. Задание в рабочей тетради № 6-7.

Тема 1.5 . Как на Руси к зиме готовились (2 ч.)
Рассказ воспитателя о традициях на Руси при по дготовке к зимнему
времени года с использованием слайдов. Потешки, пословицы, загадки,
народные приметы, игра «Иголочка».
Практическое занятие. Аппликация из пряжи «Коврик ».
Задание в рабочей тетради № 8 -9.
Тема 1 .6 . «Куз ьминкины посиделки» (2 ч.)
июль
4.3 Иван Купала 2 1 1
4.4 Лечебные травы 2 1 1
август
4.5 Медовый Спас 2 1 1
4.6 Яблочный Спас

2 1 1
Всего 48 24 24

Страница 11

11

Рассказ воспитателя о традициях, связанных с праздником «Кузьминки» с
использованием слайдов. Легенда о кузнецах, загадки, пословицы, поговорки,
приметы, стихи, заклички, народные игры: «Кузнецы », «Ваня - простота»,
«Вейся , капустка».
Практическая работа. Фольклорный праздник «Кузьминки».
Задание в рабочей тетради № 10 -11.
Раздел 2 . Зимние посиделки (12 ч.)
Тема 2. 1 Валенки, валенки, не подшиты стареньки (2 ч.)
Беседа воспитателя о валяльщиках и традициях изготовлении валенок с
использованием фильма «Как делают валенки». Поговорки, пословицы,
частушки, загадки, потешки, игра «Слушай и передавай валенок», игра « Догони
валенок».
Практическая работа. Аппликация «Украсим валенки». Задание в рабочей
тетради № 12 -13 .
Тема 2.2 Любят в праздники рядить ся наши русские хлопцы и девицы (2 ч.)
Беседа о русском народном костюме, видах старинной одежды, как
ухаживали за одеждой с использованием слайдов. Дидактическая игра «Чем
похожи и чем отличаются?», загадки, пословицы, поговорки, потешки.
Н ародные игры: « Никонориха», «Арина», «Дедушка -сапожник».
Практическая работа. П ришивание пуговиц. Задание в рабочей тетради №
14 -16 .
Тема 2.3 . Ро ждество (2 ч.)
Рассказ воспитателя о традициях праздника «Рождества Христова » с
использованием слайдов и мультфи льма. Стихи, приметы, загадки. Н ародные
игры: «Тетера», «Баба Яга», «Два мороза».
Практическая работа. Изготовление Рождественских открыток.
Задание в рабочей тетради № 17 -19 .
Тема 2.4 . Зимние колядки, святки (2 ч.)
Беседа воспитателя о традициях и обычаях на зимних праздниках.
Колядки, стихи, пословицы, поговорки, загадки, считалки. Н ародные игры
«Салки», «Жмурки».
Практическая работа. Фольклорный праздник «Святки» . Задание в
рабочей тетради № 20 -21 .
Тема 2.5. Богатыри земли русской (2 ч.)
Рассказ воспитателя о богатырях русских, с использованием картины
Васнецова «Богатыри», знакомство с доспехами и оружием богатырей. Былины,
стихи, пословицы, пог оворки, скороговорки, загадки. Н ародные игры:
«Перетяни богатыря», «Чья дружина быстрее соберется?», «Выручай !».
Практическая работа. Спортивное развлечение «Богатырские
потешки». Задание в рабочей тетради № 22 -23 .
Тема 2.6. Рабочие руки не знают скуки (2 ч.)
Беседа воспитателя о гончарном ремесле с использованием видео фильма
«Гончар», слайдов и выставки керамических предметов. Стихи, пословицы,

Страница 12

12

поговорки, сказка «Про деда Филимона и волшебную глину ». Н ародные игры
«Горшочки», «Дударь».
Практическая работа. Лепка из глины «Кувшинчик». Задание в рабочей
тетради № 24 -25 .
Раздел 3 . Весенние посиделки (12 ч.)
Тема 3.1 . Масленица идѐт (2 ч.)
Рассказ воспитателя о традициях проведения праздника «Масленица» с
использованием видеофильма «Масленица пришла – открывай ворота».
Хоровод «Солнышко», игра «Горелки», заклички, пословицы, поговорки,
легенды, загадки, приметы, сказки.
Практическая работа. Фольклорный праздник «Масленица». Задание в
рабочей тетради № 26 -28 .
Тема 3.2 . Фольклор ный праздник «Алексей Тѐплый» (2 ч.)
Беседа воспитателя о традициях праздника «Алексей Тѐплый» с
использование слайдов. Знакомство со старинным и названиями весенних
месяцев. Народные и гры: «Идѐт матушка весна», «Горячий картофель»,
«Горел ки». С тихи, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, считалка.
Практическая работа . Фольклорный праздник «Алексей Тѐплый».
Задание в рабочей тетради № 29 -31 .
Тема 3 .3 . Русские народные игрушки (2 ч.)
Беседа воспитателя о б истории русской народной игрушки с
использованием слайдов и образцов игрушек из музея «Крупеничка ». Стихи,
потешк и, загадки, игровой зачин. Н ародные игры: «Утка и селезень»,
«Красочки».
Практическая работа. Декоративное рисование «Роспись матрешки».
Задание в рабочей тетради № 32 -34 .
Тема 3 .4 . Русские н ародные музыкальные инструменты (2 ч.)
Рассказ воспитателя о русских народных музыкальных инструментах с
использованием музыкальных фоног рамм и сла йдов. Стихи, загадки. Н ародные
игры: «Бубен», «Жмурки с колокольчиком».
Практическая работа. Декоративное рисование «Роспись балалайки».
Задание в рабочей тетради № 35 - 37 .
Тема 3 .5 . Пасха (2 ч.)
Рассказ воспитателя о традициях православного праздника «Пасха» на
Руси с использованием слайдов . Пословицы, поговорки, приметы. П асхальные
народные игры: «Найди яйцо», «Катание яиц», «Горка», «За двумя зайцами».
Практическая работа. Декоративное рисование «Пас хальное яйцо».
Задание в рабочей тетради № 38 -40 .
Тема 3 .6 . Русские народные обереги (2 ч.)
Беседа воспитателя о значении для славян кукол – оберегов, с
использованием сундучка с тряпичными и соломенными куклами. Легенда,
притча, пословицы, поговорки, считалки, потешки. Н ародные игры: «У
Маланьи у старушки », «Ниточка с иголочкой».
Практическая работа. Изготовление куколки – обереги .

Страница 13

13

Задание в рабочей тетради № 41 - 42 .
Раздел 4. Летние посиделки (12 ч.)
Тема 4.1 . День рождения берѐзки (2 ч.)
Рассказ воспитателя о с имволе нашей Родины – березе, еѐ полезных
свойствах с использованием слайдов и видеофильма «Березовая роща». Легенда
о берѐзе, стихи, пословицы и поговорки, приметы, загадки, народная игра
«Солны шко».
Практическая работа. Фольклорный праздник «День рождения Берѐзки» .
Задание в рабочей тетради № 43 – 45 .
Тема 4.2 . Кухонная утварь и посуда русских крестья н (2 ч.)
Беседа воспитателя о предметах посу ды и кухонной утвари на Руси, их
назначении и материалах, из которых сделаны данные предметы, с
использованием слайдов и экспонатов из музея. Загадки, потешки, пословицы,
поговорки , приметы. Н ародные игры: «Пирог», «Горшки».
Практическая работа. Аппликация «Декоративный кувшин» (Хохлом а).
Задание в рабочей тетради № 46 -48 .
Тема 4.3 . Иван Купала (2 ч.)
Рассказ воспитателя о традициях и поверьях праздника «Иван Купала», с
использованием слайдов. Легенда о Купале, стихи, загадки, приме ты. Н ародные
игры: «Водяной», «Золотые ворота», «Заря -заряница».
Практическая работа. Фольклорный праздник «Иван Купала» .
Задание в рабочей тетради № 49 – 51 .
Тема 4.4 . Лечебные травы (2 ч.)
Рассказ воспитателя о лекарственных травах и их лечебных свойствах с
использованием слайдов. Стихи, загадки, легенда, пословицы и поговорки,
скороговорки, народная игра «Редька».
Практическая работа. Сбор лекарственных трав во время прогулки для
гербар ия. Задание в рабочей тетради № 52 -54 .
Тема 4.5 . Медовый Спас (2 ч.)
Рассказ воспитателя о традициях и поверьях праздника «Медовый Спас»
с использованием слайдов и видеофильма «Пасека». Приметы, стихи, загадки,
пословицы, поговорки, потешки. Н ародные игры: «Пчѐлки и ласточка »,
«Медведь и пчелы», «Вьюн» .
Практическая работа. Фольклорный праздник «Пчѐлы и мѐд».
Задание в рабочей тетради № 55 - 57 .
Тема 4.6 Яблочный Спас (2 ч.)
Рассказ воспитателя о традициях праздника «Яблочный Спас» с
использованием слайдов. Приметы, пословицы, погово рки, стихи , загадки,
частушки. Н ародные игры : «Ваня, Ваня – простота», «Яблочко ».
Практическая работа. Фольклорный праздник «Пришел спас – детям
яблочки припас» . Задание в рабочей тетради № 58 - 60 .


Страница 14

14


5. Список средств обучения

– Сборники пословиц, поговорок, сказок, стихов, загадок, скороговорок;
– музейные экспонаты;
– проектор с экраном, слайды и презентации;
– сюжетные картины: «Времена года», «Домашние животные», «Мужские и
женские ремѐсла»;
– игрушки: кукла Домов ѐнок, кукла -оберег «Неразлучники», домашние
животные;
– магнитола, диски с русскими народными песнями и русской народной
музыкой;
– дуга с лентами, обруч с длинн ыми лентами, лошадка на палочке;
– русские народные музыкальные инструменты; балалайка, деревянные ложки,
гармошка, свистульки, шумелки;
– муляжи овощей, фруктов, пшеницы.



























Страница 15

15

6. Список литературы

1. Алешина, Н. В. Патриотич еское воспитание дошкольников [Т екст]:
методические рекомендации / Н. В. Алешина. – Москва : ЦГЛ, 2005. – 205 с.
2. Борменко ва, Т. М. Русский фольклор в развитии речи детей [Текст] / Т. М.
Борменкова. – Москва : «ТЦ Сфера» , 2018. – 132 с.
3. Веракса, Н. Е. Проект ная деятельность дошкольников [Т екст]: пособие для
педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса. – Москва : Мозаика -
Синтез, 2008. – 112 с.
4. Ветохина, А. Я. Нравственно -патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста [Текст] / А. Я. Ветохина. – СПб.: «Д етство -Пресс », 2015. – 145 с.
6. Князева , О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуре
[Текст] / О. Л. Князева, М. В. Маханева. – СПб.: «Детство -Пресс», 2016 . – 213 с.
6. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина? [Текст] / Л. А.
Кондрыкинская. – Москва : «ТЦ Сфера», 2003 .
7. Косарева , В. Н. Народная культура и традиции [Текст] / В. Н. Косарева. –
Волгоград : «Учитель», 2013.
8. Куприна , Л. С. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] /
Л. С. Куприна. – СПб.: «Детство -Пресс» , 2001.
9. Литвинова , М. Ф. Русские народные подвижные игры [Текст] / М. Ф.
Литвинова. – Москва : Айрис -пресс, 2003.
10. Лыкова , И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя
группа [Текст] / И. А. Лыкова. – Москва : «Цветной мир», 2012.
11. Лыкова , И. А. Конструирование в детском саду [Текст] / И. А. Лыкова. –
Москва : «Цветной мир», 2015.
12. Пентелеева , Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной [Текст] / Н. Г.
Пентелеева. – Москва : «ТЦ «Сфера», 2015.
13. Скоролупова , О. А. Знакомство детей дошкольного во зраста с русским
народным де коративно -прикладным искусством [Текст] / О. А. Скоролупова. –
Москва : «Скрипторий 2000», 2003.
14. Тихомирова , О. Ю. Пластилиновая картина [Текст] / О. Ю. Тихомирова, Г.
А. Лебедева. – Москва : Мозаика -Синтез, 2011.
15. Федотова , Г. П. На золотом крыльце сидели [Текст] / Г. П. Федотова. –
СПб.: «Детство -Пресс», 2000.





Страница 16

16








Страница 17

17